cоздание сайта недорого

Людмила Савельева - Наташа Ростова - 50 лет роли

Людмила Савельева, Людмила Михайловна Савельева (24 января 1942 г.р.) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1985).

 

alt

 

Актриса Людмила Савельева сыграет в десятках фильмов, но роль Наташи Ростовой станет для нее и самым большим актерским счастьем и самой большой драмой жизни.

 

Она родилась в блокадном Ленинграде в январе 1942 года. Малышке удалось уцелеть в городе, который превратился в леденящий душу призрак, где чьей-либо смертью трудно было удивить. Девочку выходили мама и бабушка. После войны семья жила скромно. Любимым развлечением были радиоконцерты классической музыки, во время которых Люся воображала себя балериной. В Вагановское училище Савельеву отвела бабушка, которая видела насколько внучка увлечена танцем.

 

В начале 60-х Людмила Савельева заканчивала хореографическое училище

им. А. Я. Вагановой. Юная красавица готовилась блистать на сцене Ленинградского государственного театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

 

Как раз в то время — в 1959 году Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил с государственным визитом США. В знак укрепления дипломатических отношений Госкино закупило кинокартину War and Peace «Война и мир» американского режиссера Кинга Видора, представлявшую экранизацию классического произведения Льва Толстого 1956 года. В роли Наташи Ростовой — голливудская суперзвезда Одри Хепберн.

 

Появление на советских экранах американского кино, достойно воплотившего классические образы русской литературы и собравшего по миру множество кинематографических наград, серьезно ущемило самолюбие партийной верхушки страны. Ведь в СССР со времен трех старинных экранизаций, относимых к эпохе немого кино 1913-1915 г.г., на тот момент не было воплощения шедевра в современном для шестидесятников видении. Получается, что в культурной гонке «догоним и перегоним...» американцы обошли Советы, да еще на их же собственном поле — на ниве российской классики. Хрущев был вне себя и лично отчитал чиновников из Минкультуры СССР, в том числе саму Екатерину Фурцеву.

 

В руководстве Госкино срочно стали обсуждать возможные варианты постановок, один из них — совместный с США, что было в духе времени. Для переговоров в Москву даже прилетел голливудский продюсер Майкл Тодд, который на тот момент был в браке с Элизабет Тейлор. Условия Госкино были жесткими — советский режиссер, советский сценарист и возможность интернационального набора актерской группы. Американцы скептически отнеслись к возможности советских кинематографистов осилить такой колоссальный материал. Но министр культуры Фурцева решилась сделать такой масштабный проект без американцев, заручившись поддержкой министра обороны СССР. Для Минобороны вопрос стоял еще острее — это уже было делом чести, поскольку приближался юбилей — 150-летие Бородинской битвы.

 

В 1962 году, с благословения ЦК КПСС, началась подготовительная работа к фильму. В нелегкой борьбе за режиссерское кресло победил молодой перспективный режиссер Сергей Бондарчук. Одной из первостепенных задач для него стал подбор актеров. Кандидатуру на роль главной героини - щемящей и трогательной Наташи Ростовой обсуждали практически в Политбюро, т. е. на уровне высшего руководства страны. Чиновники требовали от Бондарчука героиню мирового уровня, не хуже голливудской звезды. Среди претенденток — Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская и другие. Основной посыл режиссера — категорически не рассматривать кандидаток с балетной сцены - «не потянут».