cоздание сайта недорого

Рина Зелёная - актриса, Тортилла, миссис Хадсон

 

Рина Зелёная (настоящее имя Екатерина Васильевна Зелёная; 25 октября [7 ноября] 1901, — 1 апреля 1991) — советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР (1970).

 

На первой в ее жизни афише имя Екатерина почему-то не поместилось, и художник, рисовавший плакат, предложил сократить первые пять букв. Актриса безжалостно «отсекла лишнее». Получилось коротко и удобно - Рина Зеленая.

 

«Какое счастье, что есть гроза, созданная природой»

 

Своего возраста она и сама точно не знала. В паспорт заглядывала крайне редко, и то, что там обнаруживала, ей никогда не нравилось. Поэтому, заполняя очередную анкету, автобиографию Зеленая выдумывала заново. Во всех справочниках значится, что родилась актриса 7 ноября 1902 года, а знакомые считали, что это могло произойти и в 1896-м, и в 1900 году. Родственники же утверждают, что родилась она в 1901-м. «Я появилась на свет в Ташкенте, 7 ноября, не предполагая, что день моего рождения потом станет всенародным праздником».

 

Что до фамилии актрисы, многие думали, что это псевдоним. Но Рина ее не меняла, хотя из-за этого ходили разговоры, что она дочка одесского генерал-губернатора Зеленого, который запретил Дурову какой-то острый номер. В ответ на это артист выпустил на арену свинью, покрашенную в зеленый цвет, с замком на пятачке. «Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал, - рассказывала Рина Васильевна. - Отец рассказывал мне, что его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что даже не бывал в Одессе до революции и градоначальником не был. От него потребовали доказательств. Отец подумал и ответил: “Одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно”».

 

Актрисой Екатерина стала случайно: на улице увидела объявление: «Прием в театральную школу». Она даже и не подозревала, что этому учатся в школе! Вошла и прочитала стихотворение Никитина «Выезд ямщика», чем до слез насмешила мастеров сцены. Из восьмидесяти юношей и девушек приняли 22, в том числе Зеленую.

 

Первыми театральными подмостками Екатерины стал подвальчик в Одессе, где разместилась труппа любителей под названием КРОТ - «Конфеерия Рыцарей Острого Театра». Зеленая пела, танцевала, переодевалась, играя по пять ролей за вечер. Программа менялась каждую неделю, и работать приходилось безумно много. Потом она вернулась в Москву, работала в местных театрах. Когда началась война, артистка попросилась на фронт. С волнением рассказывала Рина Зеленая о концертах фронтовых бригад, в которых принимала участие: «Выступлений было столько, что, если подсчитать, то получится астрономическая цифра. От Волоколамска до Сталинграда, на кораблях в горящем Севастополе.

 

Поляны, землянки, госпитальные палаты, санитарные поезда заменяли нам концертные залы. Ездить тогда приходилось и верхом, и на бронетранспортерах. Мы не знали, что такое усталость. Вспоминается один концерт. Наша группа после выступления осталась ночевать в воинской части. Ночью разразилась гроза, и от грома все проснулись, выскочили из палаток, решили, что поблизости рвутся снаряды. Солдат, стоявший на часах, объяснил артистам: это не взрывы, это — гроза и сверкает молния. Тогда я невольно воскликнула: какое счастье, что есть гроза, созданная природой».

 

«Как все шаблонно!»

 

Свою первую роль в кино Зеленая не столько сыграла, сколько спела. В «Путевке в жизнь» она изображала девку из шайки Жигана: лихо отплясывала, развязно подмигивала и пела: «Юбку новую порвали и подбили правый глаз – не ругай меня, маманя, это было в первый раз!» Следующее ее появление на экране было почти случайным. Рина Зеленая и Агния Барто написали сценарий фильма «Подкидыш». Кстати, именно Зеленая уговорила сняться в этом фильме свою приятельницу Раневскую. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: «Муля, не нервируй меня!», - тоже сочинила Рина. По ходу съемок выяснилось, что необходим еще один персонаж - домработница. Рина буквально на съемочной площадке написала несколько сцен с участием несуразной тараторки Ариши и сама сыграла эту роль. Причем, когда после реплики: «Зашла старушка, попросила воды напиться, а потом хватились - пианины нету», вся съемочная группа, от осветителей до оператора, покатилась со смеху, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: «Нет, это правда смешно - или вы меня утешаете?»

 

alt

 «Подкидыш»

 

Потом Зеленая выпросила у Григория Александрова мужскую роль гримера в комедии «Весна» и сама переписала ее на женскую. Она часто переписывала безликие, проходные роли, «оживляя» очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, и роли эти становились маленькими шедеврами, а фразы вроде «Такие губы уже никто не носит» мгновенно «уходили в народ». Колоссальное удовольствие она получала от работы в мультипликации. «Как все шаблонно!» - возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку. Когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы, ужасно обрадовалась. Главным образом потому, что ее героиня должна петь. «Когда по радио теперь объявляют: “Романс Тортиллы”. Исполняет Рина Зеленая”, - я чувствую себя тенором в опере», - говорила она потом.

 

alt

 «Весна» 

 

Однажды Никита Михалков, встретив Зеленую на улице, бросился перед ней на колени: «Богиня!» На что актриса отреагировала мгновенно: «Богиня, между прочим, абсолютно свободна. Снимайте же ее!» Режиссер, как водится, дал обещание, но так и не нашел случая, чтобы его выполнить.

 

alt

 Жених с того света

 

alt

  Приключения Буратино

 

 

Партия в бильярд

 

Красавицей Рина никогда не была. Поэтесса Вера Инбер так описывала ее тогдашнюю: «Она была похожа на мальчика, который похож на девочку». Поэт Николай Олейников однажды сделал ей как бы комплимент в своей причудливой манере: «В вашей наружности есть то, что мы называем внешностью». Сама Рина Васильевна шутила: «Выходя на сцену, я всегда ощущала себя высокой красивой блондинкой. Но если встречаю людей, в чем-то похожих на меня, они мне глубоко несимпатичны». Внешность - это была больная тема, шутить на которую запрещалось. Ведь обиделась Рина Васильевна на всю жизнь на художника Бориса Ефимова за непонравившийся шарж. А близкой подруге, красавице Ирине Щеголевой, запрещала пудрить нос и красить губы, когда они вместе шли в гости.

 

Вообще о ней говорили много. Например, что в Москве никто не одевается хуже, чем Рина Зеленая. Может быть, только ее подруга Фаина Раневская. Что просил у нее прощения за что-то сам Сергей Есенин. Что петь и танцевать с ней обожал Леонид Утесов. Еще она открыла поэта Сергея Михалкова. Будущий автор гимна и гениальных детских стихов в пору их знакомства был очень худ, беден и голоден. Рина Зеленая приводила поэта в ресторан и заказывала для него шесть отбивных. А он подарил ей тетрадь со своими стихами. «Дело было вечером, делать было нечего». Актриса стала читать его стихи с эстрады. Когда Михалков женился на Кончаловской, Рина на свои деньги сняла для молодых квартиру. А потом познакомила поэта с актером Игорем Ильинским. И все – с того времени он стал сочинять стихи для Ильинского.

 

Рина Васильевна занималась греблей, бегала на коньках и в теннис отлично играла, а уж ее бильярдные успехи были просто исключительными. Например, она однажды выиграла в американку у самого Владимира Маяковского, который, как известно, считался одним из лучших бильярдистов Москвы 20-х годов. «Он играл на бильярде виртуозно, - рассказывала Зеленая. - Мне довелось играть с ним в Ялте, когда мы с группой артистов приехали в Крым на гастроли, а он в это время там отдыхал и встречался с читателями. “Может, зайдем в бильярдную”, - предложил Маяковский. Я, разумеется, не возражала. Мы играли до полуночи, до закрытия. Мне очень хотелось выиграть, но я понимала, что силы наши неравны. Маяковский выиграл две партии, третью - я. Не знаю, подыграл он мне по-джентельменски или нет, но я и этим довольна и счастлива».

 

«Мне не нужен ни один словарь. Котэ знает все»

 

Впервые Рина вышла замуж в 18 лет за известного московского юриста Владимира Блюмельфельда, прожили они вместе недолго, но на всю жизнь сохранили теплые отношения. Затем последовал роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Они часто расставались - Кольцов непрерывно ездил в зарубежные командировки. К тому же был женат. Рина мучилась и терзалась, а потом встретила главную любовь своей жизни. Константин Топуридзе (Котэ) был главным архитектором Ленинского района Москвы и истинным трудоголиком. По выходным, когда Котэ работал дома, Рина тихо сидела рядом, наблюдая за работой с чертежами. «В моей жизни образовалась новая профессия - быть женой архитектора», - говорила актриса. Несмотря на занятость, они жили насыщенной светской жизнью.

 

Она называла его «Мой ангел». Хотя характер у Котэ, по собственному признанию Рины Васильевны, был невыносимый. Обидев жену, он мог несколько часов не разговаривать с ней, а потом сказать: «Ну хорошо, я тебя прощаю». Когда Рина Васильевна уезжала на гастроли, она обязана была ежедневно писать мужу письма – таково было его жесткое условие: «Читать я эти письма, может, и не буду, но чтобы каждый день на столе у меня лежало новое». Сам Топуридзе за всю их совместную жизнь написал жене только шесть писем, которые она бережно хранила. Актриса никогда не сожалела, что у нее нет детей - считала, что дети мешают творчеству. Но о племянниках и детях мужа от первого брака очень заботилась. Его первую супругу Зеленая называла «наша первая жена» и поддерживала с ней хорошие отношения.

 

Сама артистка была поразительно непрактична. Много работала, прилично зарабатывала, но деньги мгновенно исчезали: они тратились на родственников, друзей, красивую жизнь. «Меня никто и никогда не видел с наперстком», - говорила она. И действительно, подол на платье Зеленая подшить не могла. Когда во время войны ездила с фронтовыми бригадами, оторвавшиеся пуговицы ей пришивали бойцы.

 

Актриса часто меняла квартиры, чтобы не делать ремонт. Не знала, где в доме кухня, и когда хотела есть, грустно говорила родным: «Меня пора кормить». Или же ехала в гости, где было застолье. Несмотря на постоянные разъезды, она не умела уложить чемодан: «Я просто бросала в него все подряд, уминала, как могла, становилась коленками на крышку (за пять минут до отъезда) и запирала замки. Если что-то торчало из-под крышки, я отрезала это ножницами».

 

Говорят, в последние годы она часто сетовала: «Как жаль, что уже появилась мода, а мне некуда носить шляпки. Режиссеры обо мне вспомнили, а роли так и не придумали. И зря изобрели телевизор - он меня старит». Забавно, но умом и талантом мужа она гордилась больше, чем собственными успехами, хвасталась: «Мне не нужен ни один словарь. Котэ знает все». Всерьез сердилась на Фаину Раневскую, что та слишком часто беспокоит ее супруга- интеллектуала по телефону. Вместе с Топуридзе они прожили 40 лет и всегда ходили, держась за руки. Когда Котэ умер, Рина Васильевна не имела сил, чтобы поехать на похороны. А во время поминок сидела, закрывшись в своей комнате, сразу стала старухой.

 

«Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти»

 

Последней работой Рины Зеленой в кино стала роль миссис Хадсон в эпопее о Шерлоке Холмсе. Работа растянулась на семь лет, последний из пяти фильмов закончили в 1986 году. Зеленой как раз исполнилось восемьдесят пять. Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, она по традиции сетовала, что вновь ничего не сыграла, - «была таким же предметом мебели, как шкаф». «Говорить-то особо не о чем, - делилась она с друзьями. - Вот если бы фильм назывался “Шерлок Холмс и миссис Хадсон» - другое дело».

 

alt

 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" 1-й фильм "Знакомство"(1979)

 

 

На исходе 80-х Рина Зеленая больше жила в доме ветеранов кино в Матвеевском. Изредка выезжала на какие-нибудь творческие встречи, записи на радио или озвучивание мультфильмов. Почти ничего не видела из-за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома шейки бедра. В доме ветеранов ни с кем не дружила, хотя знала всех. Ее раздражала старость. «Бог покарал меня долголетием», - часто повторяла актриса.

 

В «больнице заслуженных большевиков» она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Видимо, им не верилось, что смешливой, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко. Однажды Рина Зеленая пошутила: «Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти». Так и получилось — указ о присвоении ей звания народной артистки СССР Горбачев подписал, когда она была уже без сознания. Спустя несколько часов ее не стало. Рина Зеленая умерла в день смеха – 1 апреля 1991 года.