cоздание сайта недорого

Алла Демидова - последняя трагическая актриса

 

 

Алла Сергеевна Демидова (29 сентября 1936) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1984), широкую известность получившая в Театре на Таганке.

 

alt

 

Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать — Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец — Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 г., муж — Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.

 

По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос «Девочка, кем бы ты хотела стать», она говорила «Великой актрисой». С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой — монологом Катерины из «Грозы» и отрывком из «Анны Карениной».

 

alt

 

После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В.Щукина из-за плохой дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Параллельно, еще на третьем курсе, приходит в Студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную роль — Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958).

 

Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы.

 

Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители — М.Шатров, В.Ворошилов), откуда через год ее исключают как «профнепригодную». Результатом становится новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попадает на курс педагога Анны Орочко.

 

Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» (Демидова — госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся «псевдомхатовские» представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра — эру «Таганки», сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.

 

Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра — Алла Демидова.