cоздание сайта недорого

Наталья Гундарева - биография самой солнечной актрисы СССР

 

Ната́лья Гео́ргиевна Гу́ндарева (28 августа 1948, Москва — 15 мая 2005, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1990 годов.

 

alt

 

Ведущая актриса театра имени Маяковского (1972—2001). Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах, как «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Однажды двадцать лет спустя» и других. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984), обладательница премии «Ника».

 

В детстве ее называли «булочкой» и «пышкой», а она стала королевой советского кино. Без чувства влюбленности она не могла прожить и дня, но настоящая любовь пришла к ней только под сорок. Всю жизнь она лишала себя возможности стать матерью, но в сердцах миллионов осталась самой многодетной мамой СССР. Ее спрашивали - «почему ты такая сильная», а она отвечала «потому что слабая».

 

Впервые на большом экране Наталья Гундарева появилась в картине Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» (1972). Сельская буфетчица Надя, которую исполнила Гундарева, вовсе не главная героиня этой истории, но не запомнить ее было невозможно. Вскоре после премьеры на «Ленфильм» пришло письмо — зрители благодарили режиссера картины за то, что он снимает не только профессиональных артистов, но и людей из народа, таких как Наташа Гундарева. Для актрисы это был не просто комплимент, но путевка в жизнь. И только она знает, какую цену пришлось за это заплатить.

 

... «Я сама!» - это были первые слова, которые произнесла маленькая Наташа Гундарева. Родители смеялись — вырастет — начальником станет, но девочка мечтала о балете. «Какая из тебя балерина — ты же помпушечка!», - убеждали родители. «Ну тогда буду актрисой», - отрезала Наташа, как будто клятву себе дала.

 

Ее детство и юность прошли в московской коммунальной квартире. Комнату разделяла перегородка из простыни — с одной стороны спальня родителей, с другой Наташина. Девочка училась в пятом классе, когда родители разошлись. Жить вдвоем на мамину зарплату стало трудно, Наташа стала подрабатывать — поднимала петельки на чулках маминых подруг за 50 копеек. Потом научилась шить — юбки, кофты и платья шила себе сама. Пухленькая Наталья занималась лыжами, ходила на баскетбол, но похудеть не могла. В восьмом классе она записалась в драмкружок — решила, что там помогут справиться с комплексами. Девочка отдавала театру все свободное время, но ее увлечение никто всерьез не воспринял. На семейном совете было решено — Наташа станет инженером. После школы Наталья успешно сдает два экзамена в Московский инженерно-строительный институт, но потом, вдруг, забирает документы и бежит в «Щуку». Ее приятель посоветовал: «Попробуй поступить на актерский — у тебя талант!»

 

Конкурс в Щукинское театральное училище был огромный — 250 человек на место. Абитуриентки, все как на подбор, точеные красавицы. Наташе с ее формами конкурировать было сложно. «Не примут, так запомнят», - решила она и надела розовое платье с голубыми цветами, накрутила кудри, накрасила губы и пошла на экзамен. Комиссия была в шоке, но способности Наташи Гундаревой оценила.

 

После окончания театрального института Наталью Гундареву приглашают в свою труппу сразу четыре московских театра. Небывалый случай, когда выпускница может выбирать. Она поступает в театр имени Маяковского. Но режиссеры не спешат закидывать Гундареву предложениями. В театре она сидит на вторых ролях, в кино ее вообще не зовут. Кинематограф 70-х предпочитает хрупких, томных и красивых. Гундарева со своей Кустодиевской фактурой туда не вписывалась.

 

В 1970-ом году Леонид Хейфец готовился снимать телеверсию романа Гончарова «Обрыв». Режиссер искал актрису на роль Марфиньки. Ему предложили прослушать молодую актрису из театра Маяковского. Режиссер тогда даже не подозревал, что встреча с ней изменит его жизнь. Когда Хейфец увидел актрису, то подумал, что редактор сошла с ума, настолько придуманный им образ расходился с Гундаревой. Он предполагал, что героиня будет тоненькой и изящной, а перед ним стояла толстушка, косолапая, задорная, вся в веснушках. «Три пирога с вареньем» - так про себя Хейфец окрестил Наташу. Из вежливости, чтобы сразу не отправлять девушку домой, он попросил ее прочесть отрывок из романа и ... заслушался. Когда Наташа стала читать, режиссер забыл о всех своих представлениях и решил, что нашел ту, которую искал. Кроме того, прямо на съемках между Леней и Наташей закрутился роман, вскоре они поженились. Разница в возрасте 14 лет не стала помехой. Свадьбу сыграли в узком кругу. Медового месяца не было. Леонид работал над очередной постановкой, Гундарева бредила новыми ролями, мечтая заявить о себе яркой работой.

 

Вскоре такой шанс ей представился. В картину «Здравствуй и прощай» Наталью привела однокурсницу Людмила Зайцева. Она играла в этом фильме главную роль. Наташе предложили попробоваться на эпизод. На съемочной площадке рядом со знаменитостями Наталья чувствовала себя легко и непринужденно, что редкость для молодых актрис. Но Гундарева женщина из ряда вон — она и на актрису то не похожа. Среди группы она заработала ласковое прозвище «рыжее солнышко». Смешливую и добродушную актрису любила вся съемочная группа.

 

В 1976 году Наталья получает долгожданную главную роль. Играет Аню Доброхотову в картине Владимира Фетина «Сладкая женщина». После выхода фильма на экран Гундарева стала народной любимицей. Многие советские женщины узнавали в ней себя.

 

Сценарий фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978) восемь лет пролежал на полке — Госкиного не давало разрешения на съемки. Катя Никанорова казалась цензорам слишком ветренной для главной роли. Гундарева сделала эту незатейливую историю хитом, а режиссеру Леониду Марягину просто спасла жизнь, вытолкнув из-под грузовика, который потерял управление и пронесся прямо по съемочной площадке, разбив технику.

 

Спасать — это в духе и в характере Гундаревой. В начале 90-х, когда она стала депутатом Госдумы, помощи от нее ждали многие. Она, пользуясь своей популярностью, выбивала для коллег квадратные метры, законные пенсии.

 

К концу 70-х Наталья Георгиевна становится примой театра имени Маяковского. За глаза коллеги называют ее «хозяйкой красного дома» из-за цвета здания театра. Главный режиссер Андрей Гончаров дает Гундаревой возможность работать во всех жанрах — от драмы до буфанады. Наталья единственная, кто мог противостоять темпераментному режиссеру. Как и Гончаров, Гундарева работала в полную силу, на каждую репетицию театральная прима, как ученица приходила с тетрадкой, куда вписывала замечания режиссера, свои мысли и творческие находки — все, что должно было сделать ее роль глубокой.

 

Сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» Аркадий Инин писал исключительно под Гундарева. Он понимал, что история о том, как сваха по доброте души, соединяет людские сердца, конечно, сказка, но Наталье зритель поверит. Гундарева так убедительно сыграла сваху, что зрители не сомневались в том, что свою личную жизнь актриса давно устроила. На деле все было наоборот. Ее брак с режиссером Леонидом Хейфецем продлился всего шесть лет. Союз с актером Виктором Корешковым оказался еще менее прочным. В середине 70-х Наталья вышла замуж за актера - Михаила Филиппова. Третье замужество стало по-настоящему гармоничным.

 

Наталья, которая всю свою жизнь делила на репетиции, спектакли и съемки любила и умела создавать домашний уют, в шутку называя себя помещицей. Для полного счастья Гундаревой и Филлипову не хватало только одного — детей. Но стать матерью Наталье так и не довелось, при этом для миллионов зрителей она так навсегда и останется самой многодетной мамой СССР. Любимым вопросом бестактных журналистов в то время был — «а как вы не имея детей сыграли маму». Но Наталья не обижалась, хотя для нее приятного в этих вопросах было мало.

 

В начале 80-х Наталья Гундарева стала одной из самых востребованных актрис советского кино. Играть предлагают столько, что она впервые может выбирать, но режиссеры знают — угодить звезде не просто. Роль вздорной эстрадной примадонны в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» (1985) должна была играть другая актриса, которая неожиданно отказалась от съемок. Переписывать роль было некогда. Шахназаров понял, что спасти его фильм может только Гундарева.

 

Экранные образы Наталья Гундарева меняла, как перчатки. То она императрица («Виват, гардемарины!” (1991), «Гардемарины-3», 1992), то она властная купчиха, то сваха, то хозяйка детского дома и везде она была естественной и гармоничной. Из-за этой ее естественности на съемках фильма «Собачий пир» (1990) выше казус. В перерыве между дублями Наталья забежала в соседнее кафе перекусить. Выйти из роли не успела, а может не захотела. В итоге популярную актрису едва не выставили из заведения — она была в одежде и гриме алкоголички.

 

Гундарева жила своими ролями и радовалась каждому успеху, как ребенок — никогда не жаловалась на усталость и плохое самочувствие, считая, что зритель не должен знать, что артисту тяжело. Однажды, перед спектаклем ей вызвали врача. Она не стала задерживать спектакль, а получила укол между своими выходами. В июле 2001 года Наталью Гундареву сразил обширный инсульт. Доктора вытащили ее с того света. Следующие четыре года актриса мужественно боролась с болезнью, пыталась восстановиться. Поклонники верили, что она еще выйдет на сцену, но чуда не произошло. 15 мая 2005 года Натальи Гундаревой не стало.

 

Она прожила на экране десятки женских судеб, где отразила судьбы миллионов советских женщин. Каждой ролью она говорила — да, мы такие, красивые и не очень — страдающие и измотанные, уставшие от быта и неустроенности — слабые и бесконечно сильные. Актриса признавалась — и я такая же, как вы.