Таис Афинская - биография самой знаменитой гетеры в истории - She-Win

Таис Афинская — биография самой знаменитой гетеры в истории

25.05.2018 КАТЕГОРИЯ: История

Та́ис (греч. Θαΐς, англ. Thais, Tais) — известная афинская гетера, пользовавшаяся благосклонностью Александра Македонского, впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера. Вошла в историю, как подстрекательница сожжения Персеполя.

Имя Таис иногда передается по-русски как Таида или Фаида, на основе средневекового произношения.

Персеполь — политический и религиозный центр персов, жемчужина культуры, удивительный архитектурный комплекс. В конце 331 г. до н.э. Войска Александра Македонского вступили в Перейду, центр державы Ахеменидов. Египет, Передняя Азия, Иранское и Армянское нагорья, Средняя Азия, вплоть до Инда, входили тогда в персидскую державу. И вот теперь она разваливалась под ударами греко-македонского войска. Александр выступал не только, как царь Македонии, но и как глава союза эллинских городов. Официально провозглашалось, что он возглавлял «поход отмщения»: за 150 лет до его похода полчища персидского царя вторглись в Грецию; были взяты и разграблены Афины, один из самых знаменитых городов Эллады.

С достоверностью не известно была ли Таис любовницей Александра Македонского либо Александр просто наслаждался обществом остроумной гетеры. По-видимому, она была привязана к Птолемею — одному из полководцев Александра Македонского, с которым прошла весь трудный путь до Персеполя. А после смерти Александра, по сообщениям некоторых современников, в 323 г. до н.э. вышла за него замуж. Таис покорила сердце воина, однако, скорее всего, она не стала его законной женой и царицей, хотя и родила возлюбленному, который на тот момент стал царем Египта (Птолемей Сотер) троих детей.

Таис была уроженкой Афин, по всей вероятности, полноправной гражданкой. Она принадлежала к тем женщинам, которые добровольно выбирали себе судьбу. Ее умение говорить, смелость в отношении Александра, легенды о ее остроумии позволяют видеть в ней женщину, получившую хорошее образование, незаурядную, независимую, бросившую вызов традициям поведения.

Вошла в историю

Таис сопровождала Александра Македонского на протяжении всей компании в Малой Азии. Она привлекла внимание историков в 330 году, когда войском Александра был сожжен Персеполь.

Александр, по словам Диодора, хотел полностью разрушить город. Он отдал его на разграбление своему войску. Полководец пробыл в нем четыре месяца, дал отдохнуть войску и подготовиться к новому походу на восток. Незадолго до ухода из Персеполя (весна 330 г. до н.э.) Александр устроил пир в царском дворце. Во время пира был подожжен сам дворец, вследствие чего сгорел весь некогда роскошный и могущественный город.

Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени.

По мнению историков вина за подстрекательство к пожару лежит на Таис Афинской. Плутарх так описывает эти события. «В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македоняне, узнавшие о происшедшем. Они надеялись, что, раз Александр хочет поджечь и уничтожить царский дворец, значит, он помышляет о возвращении на родину и не намеревается жить среди варваров. Так рассказывают об этом некоторые, другие же утверждают, будто поджог дворца был здраво обдуман заранее. Но все сходятся в одном: Александр вскоре одумался и приказал потушить огонь».

Главной виновницей пожара Плутарх назвал Таис. Похожая история имеется и у Диодора: согласно его рассказу дворец был подожжен, как жертвоприношение богу Дионису. Первым бросил факел Александр, Таис — вслед за ним.

Более красочно описывают поджог в современной беллетристике. «… К пиру подоспела и Таис Афинская: она уже проехала по улицам столицы персов обнажённая, прикрыв тело только массивными и очень дорогими драгоценностями. В самый разгар празднования, когда все уже изрядно захмелели, гетера схватила горящий факел и предложила поджечь дворец. Сподвижники Александра Македонского в пьяном угаре покорились воле женщины. Стены здания, частично построенные из кедра, мгновенно занялись в жаркой персидской ночи. О сгоревшем дворце археологи и историки плачут до сих пор: в пепел превратилась жемчужина древне-персидской архитектуры… Лишь сравнительно недавно в Иране удалось реконструировать облик дворца Ксеркса.

Злые языки утверждали: не так уж пьяна была Таис — алкоголь на неё всегда действовал слабо. Она просто желала отомстить за родные Афины. Во время великих греко-персидских войн, происходивших в V веке до нашей эры, персидский царь Ксеркс сжёг великий город. Даже по прошествии ста лет эти события отдавались болью в сердце каждого жителя Афин. И Таис не была исключением. Мстительная гетера решила взять реванш, расправившись с обителью самого Ксеркса».

Однако современные археологи, обнаружившие следы пожара, утверждают, что он был запланированным и «лишь облечен в форму импровизированного буйства».

Неприязнь Александра к Персеполю — символу имперской власти персидских царей была широко известна. Среди окружения македонского царя были как противники уничтожения дворца, так и сторонники, которые видели в этом знак окончания «похода отмщения». Судя по рассказу Плутарха, выступление Таис вызвало одобрение присутствовавших, которые настаивали на поджоге. Не исключено, что споры о судьбе Персеполя велись задолго до пира, а слова Таис явились их завершением.

Поджог стал политическим актом, ознаменовавшим уничтожение Персидского царства. Выступление Таис было запланировано заранее. Едва ли на это ее толкнул сам Александр, который предпочитал действовать прямо. Более вероятно, что слова Таис были инспирированы Птолемеем и македонянами, выступавшими за уничтожение Персеполя. Такая версия сожжения дворца принадлежит Птолемею.

Во время пребывания македонской армии в Персеполе Птолемей, хотя и знал Александра с детства, не входил еще в его ближний круг. Поэтому вероятно, что он мог настроить Таис, которая могла позволить себе больше него и рискнуть. Факт, что ее выступление вызвало бурное одобрение присутствовавших, показывает незаурядность этой женщины. Плутарх при этом отмечает, что речь, произнесенная гетерой была слишком возвышенной для ее положения в обществе. Словом «гетера» обозначались женщины, не имевшие законной семьи, начиная с бедных обитательниц публичных домов, заканчивая богатыми куртизанками и просто женщинами, которые позволяли себе вести независимый образ жизни.

Судьба самой знаменитой гетеры

Гетеризм — это особое социальное явление античной Греции. Обычная женщина-гражданка находилась целиком во власти своего отца, а потом мужа. Вся ее жизнь проходила в особой части дома — геникее. Она не могла присутствовать даже на домашних пиршествах и редко выходила из дома. Смотреть комедии считалось для замужних женщин неприличным. Естественным дополнением жен-затворниц стали женщины, развлекавшие мужчин. Это могли быть собственные рабыни-наложницы, флейтистки и танцовщицы, чье присутствие на пирах V-IV вв. до н.э. стало обычаем для большинства зажиточных греков.

Уже в веке появились отдельные высокообразованные женщины, которые нарушали строгие обычаи затворничества. Когда многие мужчины подались в наемные воины, а затем ушли в далекие походы вместе с Александром Македонским, число гетер возросло. Одни были вынуждены заниматься этим ремеслом, другие добровольно выбирали свободную жизнь, собирали в своем доме поэтов, скульпторов, философов, бросая вызов традиционной морали. Таис принадлежала к знаменитым в древнегреческой истории гетерам. В произведениях древних авторов сохранились остроты, приписываемые ей.

Она вдохновляла писателей на создание произведений. Так комедии с названием «Таис» принадлежат перу сразу двух писателей-современников гетеры — Гиппарху и Менандру. К сожалению, ни одна из них не дошла до наших дней, но судя по сохранившимся фрагментам, героиня их представала остроумной и образованной женщиной. Такой образ Таис прошел через столетия. Уже во II в. н.э. Знаменитый сатирик Лукиан начал свое произведение «Диалоги гетер» разговором между Таис и Гликерой.

Несмотря на то, что нет достоверных сведений о том, что Таис хоть на короткий промежуток времени стала официальной женой Птолемея — царя Египта, известно, что у пары родилось трое детей — сыновья Лаг и Леонтиск и дочь Эйрене (Ирина).

Лаг был назван в честь отца Птолемея. Именем деда обычно называли старших сыновей, это значит, что Лаг был первенцем Птолемея и официально им признан. Характерно, что в последующем среди сыновей Птолемея от разных жен было два Птолемея, Мелеагр, Лисимах, но имя деда носил только сын Таис. Несмотря на то, что Птолемей держал старшего сына в своем окружении, он не принимал участия в крупной политической игре отца — трон унаследовал его младший брат — Птолемей — будущий царь Египта Птолемей II.

Имя дочери Таис — Эйрене — означает по-гречески «мир», «тишина». Вряд ли при жизни Александра Македонского Птолемей мог себе позволить дать дочери такое имя. Тогда оно звучало бы как вызов завоевательным планам македонского царя. Вероятно, Эйрене родилась после 323 г. до н.э., во время одной из коротких военных передышек в борьбе Птолемея с соперниками. Впоследствии Эйрене была выдана замуж за правителя г. Сол на Кипре Евноста. Кипр с 313 г. находился под протекторатом птолемеевского Египта. Законные же дочери Птолемея выдавались замуж за крупных властителей Эллады или за их сыновей. Брак Эйрене показывает, что она, как и Лаг, находилась в окружении отца, но занимала в нем второстепенное место по сравнению с другими дочерьми.

Благополучная судьба детей Таис позволяет предположить (если только она не умерла молодой) ее обеспеченную жизнь в пожилом возрасте. Возможно, она вернулась в родной город, где афинские комедиографы посвятили ей комедии. Появление таких комедий свидетельствует о том, что гетера продолжала пользоваться популярностью и гордилась этим: вряд ли Менандр вывел бы на сцену в качестве гетеры мать детей могущественного Птолемея, если бы это было неприятно ей.

Таковы немногие реальные сведения, которые можно почерпнуть из источников.

Использована статья И.С. Свеницкой «Таис Афинская».

Таис Афинская — биография самой знаменитой гетеры в истории
5 (100%) 1 vote