cоздание сайта недорого

Софья Палеолог - биография бабушки Ивана IV Грозного

 

altСофья Палеолог - Греческая царевна на русском троне

 

Автор: Татьяна Панова

 

В письменных источниках прошлого нашли отражение различные аспекты русско-византийских связей. Среди множества событий памятники письменности особо отмечают династические браки, являвшиеся в средневековье средством решения территориальных проблем и политического или идеологического воздействия. Именно последними причинами и был вызван брак великого московского князя Ивана ΙΙΙ и Зои Палеолог, греческой царевны, племянницы последнего византийского императора Константина XI.

 

Андреас, Елена, Зоя и Мануэль Палеологи, дети Фомы Палеолога, деспота Мореи, младшего сына византийского императора Мануила П, после гибели Византийской империи воспитывались в Риме, при папском дворе. Перед смертью деспот Фома поручил опеку над ними кардиналу Виссариону Никейскому. Виссарион, ставший к тому же в 1463 году константинопольским патриархом, как нельзя лучше подходил на роль опекуна юных Палеологов. Грек из Трапезунда, архиепископ Никеи, на Флорентийском соборе 1438-1439 гг., он поддержал унию – объединение православной и католической церквей, и стал кардиналом в Риме. Он был в равной степени своим человеком как в греческих, так и в латинских культурных кругах. Ученик Плетона (жил на Пелоппонесе в Мистре в 1431 – 1436 гг.), он сумел объединить воззрения Платона и Аристотеля, греческую и римскую форму христианства . Виссарион Никейский предпринял все, чтобы его подопечные Палеологи получили хорошее образование. Письмо патриарха от 9 августа 1465 года содержит точные экономические, моральные и политические предписания для сыновей деспота Фомы, которые должны были во всем ориентироваться на латинян: «У вас будет все, если вы станете подражать латинянам; в противном случае вы не получите ничего».

 

Жизнь Зои Палеолог на фоне судеб ее родных сложилась намного удачнее. В официальных документах того времени принцессу Зою называли «возлюбленной дочерью римской церкви». Она превратилась с годами в привлекательную девушку с темными блестящими глазами и нежно-белым цветом кожи. Ее отличали тонкий ум и благоразумие в поведении . По единодушной оценке современников, в том числе супруги Лоренцо Медичи Кларисы Орсини, внешность Зои была довольно привлекательной . Но пышные формы девушки не соответствовали идеалу красоты итальянского Возрождения – тогда в моде были хрупкие, изящные фигуры . Болонские хронисты в том же 1472 году восторженно писали о Зое: «Воистину она … очаровательна и прекрасна… Невысокого роста, она казалась лет 24; восточное пламя сверкало в глазах, белизна кожи говорила о знатности ея рода» .

 

Предлагая в 1469 году Ивану ΙΙΙ заключить брак со своей пансионеркой Зоей Палеолог, папский престол преследовал далеко идущие планы окатоличения Руси и привлечения ее к военному союзу против грозной опасности с Востока. Этому браку придавалось очень большое значение. В конце 1469 года (не ранее ноября) Ивану Ш привезли портрет невесты. Этот незначительный, на первый взгляд, факт нашел отражение в письменных источниках, настолько потрясло русских людей того времени появление произведения светской живописи. Незнакомый с художественными портретами летописец так и смог отрешиться от церковной традиции и назвал картину иконой: «а царевну на иконе написану принесе». Судьба этого портрета Зои Палеолог, к сожалению, неизвестна.

  

Переговоры о браке затягивались также из-за беспокойства русского митрополита Филиппа, опасавшегося усиления римско-католического влияние на Руси и вовлечения страны в борьбу с турками

 

Но переговоры затягивались. Одной из причин было беспокойство русского митрополита Филиппа относительно попыток главы римско-католической церкви усилить посредством этого брака свое влияние на Руси и вовлечь страну в трудную борьбу с турецкой опасностью на Востоке. В папских же переговорных грамотах нарочито подчеркивалось православное вероисповедание невесты (имя Зоя уже тогда было заменено на имя Софья, а фамилия отца Палеолог переведена на русский – Ветхословец). В дальнейшем даже официальные летописные своды не смогли скрыть негативного отношения митрополита Филиппа к этому браку.



Комментарии 

 
#2 Иван 02.02.2017 19:24
На витраже Флорентийского мастера изображена Зоя Палеолог-царевна Цареградская в образе Венеры Урании--богини платонической любви и наук.
Цитировать
 
 
#1 Иван 02.02.2017 16:16
Добавлю.Зоя была с пышными рыжими волосами.Сохранилось изображение.
Цитировать