cоздание сайта недорого

Екатерина Максимова - выдающаяся советская и российская балерина

 

«Неважно, где танцевать, – важно танцевать»

Е. С. Максимова

 

Екатерина Сергеевна Максимовна — выдающаяся балерина, хореограф, балетмейстер и балетный педагог родилась 1 февраля 1939 г. в Москве. Ее отец работал инженером, мать журналистом и редактором издательства, а ее дед русский философ, филолог Г. Г. Шпет являлся известным теоретиком искусств. С детских лет Катя любила танцевать и сумела уговорить маму отвести ее в хореографическое училище. Проучившись всего несколько месяцев ее уже выпустили на сцену Большого театра в маленькой эпизодической роли.

 

alt

 

Большеглазая, маленькая, худенькая, подвижная и пропорционально сложенная девочка своей старательностью и врожденной грациозностью очень быстро привлекла внимания не только педагогов. но и зрителей. Вскоре участие в эпизодах сменилось маленькими ролями: птичка в свите феи в «Золушке», а с 1952 году участие в балете «Щелкунчик», где она последовательно исполняла несколько ролей. В этот период она впервые начала танцевать с Владимиром Васильевым, который впоследствии стал ее мужем и партнером на сцене. В 1957 году за Маши в «Щелкунчике» Екатерина Максимова на Всесоюзном конкурсе артистов балета получила первую премию.

 

После окончания училища в 1958 году молодую балерину принимают в труппу Большого театра, где она проработает до 1988 года. Очень быстро, практически минуя кордебалет она стала танцевать классические сольные партии. Ее удивительная пластичность позволяла с неменьшим блеском исполнять и современные партии. Особенно восхищал всех ее необыкновенный прыжок, подобный полету в воздухе. Уже на следующий год она отправляется в первые зарубежные гастроли в США и Канаду, где получает восторженные оценки зрителей и специалистов, которые называют «маленький эльф».

 

С этого периода она много гастролирует, участвует в международном конкурсе на Венском Всемирном фестивале молодежи и студентов, где завоевывает золотую медаль. Вскоре начинается ее сотрудничество с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, которого пригласили из Ленинграда для постановки балета «Каменный цветок». Его постановки отличались сильным драматургическим элементом и Екатерина Максимова идеально подходила для исполнения этих ролей. Вскоре балерина получает несколько партий в Шопениане.

 

С 1960 года Екатерина Сергеевна снимается в кинофильмах «Золушка» в роли феи Весны, а на следующий год в роли Жизели в фильме «С открытым сердцем». Кинокартина предназначалась для зарубежного зрителя и для ее представления во Францию поехали Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Поездка молодоженов превратилась в фантастическое для того времени свадебное путешествие. Впоследствии балерина участвовала в значительном количестве киносьемок, которые фактически создали новый жанр искусства — фильм-балет.

 

Огромное значение для становления личности балерины имело обучение у Галины Улановой, которая искала себе талантливую ученицу. Его результатом стали блистательные партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» и Жизели. В 1968 году Григорович в постановке «Спартак» специально для Максимовой создал роль Фригии, насышенную почти акробатическими номерами. В эти годы успех сменялся еще большим успехом, а ее дуэт с Васильевым фактически стал символом Большого театра.

 

В репертуаре балерины — крупнейшие роли как классического, так и современного репертуара. Ее мастерство привлекает отечественных и зарубежных балетмейстеров, которые сиавят под нее спектакли и создают новые роли. Ее партнерами были лучшие танцоры отечественного балета. Кажется, что успехам не будет конца. Однак травма, полученная на репетиции «Ивана Грозного» в 1975 году фактически ставит крест на карьрьере балерины. Травма позвоночника, поначалу казавшаяся несерьезной, поставила ее на грань полной неподвижности.

 

Врачи считали, что в ее положении даже возможность ходить будет большим счастьем. Целый год балерина ходила в специальном корсете. Огромная сила воли, помощь мужа и выполнение разработанных им для нее специальных упражнений позволили ей уже в марте 1976 года выти на сцену в «Жизели». Пережитое несомненно оставило отпечаток на ее мировосприятии и заставило многое переосмыслить. В ее героинях стало меньше легкомысленности, но больше глубины чувств, силы, мудрости и терпения.

 

В 1976 году состоялся дебют В. Васильева в качестве балетмейстера. Для жены он поставил балет «Икар», где она сыграла роль Эолы. В дальнейшем он ставит для нее еще несколько спектаклей в театре и на телевидении. Выступления на телевидении раскрыли комедийные и драматические дарования артиски, ее новые роли отличались юмором, гротеском и эксцентрикой. Первым в этом телецикле была «Трапеция» С. Прокофьева, затем «Галатея», «Старое танго», «Гусарская баллада». При этом балерина исполняет не только роли травести, но даже роль мальчика, в которой приходится изменить форму движений — танцевать как мужчина.

 

Следующие фильмы «Жиголо и Жиголетта» 1979 г., «Эти чарующие звуки» и особенно «Анюта», поставленная по мотивам известного произведения А. П. Чехова «Анна на шее» вызвали невероятный восторг телезрителей. В 1980 году Максимова выступает с ансамблем «Московский классический балет». В этом же году она заканчивает ГИТиС по специальности педагог-балетмейстер и с 1982 года начинает преподавательскую деятельность. В 1990 году после завершении исполнительской деятельности работает педагогом-репетитором в балете Кремлевского дворца Съездов, где учавствует в постановке нескольких спектаклей.

 

В 1998 году Екатерина Максимова возвращается в Большой театр в качестве балетмейстера-репетитора. В последний раз она вышла на сцену в 1999 году. Вместе с Владимиром Васильевым она много сил отдала проведению конкурса артистов балета «Арабеск», где много лет председательствовала и где была их именная премия для лучшей балетной пары.

 

Искусство заполняло всю жизнь Екатерины Сергеевны. Лучшим отдыхом для себя она считала отпуск в деревне Костромской области. Лучшим фешенебельным курортам она предпочитала среднерусские ландшафты, прогулки в лесу и сбор грибов. Всегда считала друзей самым главным богатством в жизни, очень любила принимать гостей, готовила для них разнообразные закуски и салаты.

 

 

Екатерина Максимова награждена многими государственными наградами в том числе иностранными, обладатель почетных званий и премий, победитель многочисленных профессиональных конкурсов. Она исполнительница ведущих ролей в 21 спектакле, в ее фильмографии 12 фильмов. В памяти зрителей она остается эталоном античной грации и необыкновенной пластики. Скончалась великая балерина 28 апреля 2009 года и похоронена на Новодевичьем кладбище.

 

http://amazing-women.ru/ekaterina_maksivova/