cоздание сайта недорого

Ида Рубинштейн - первая внесла в балет эротику

 

 

altИда Льво́вна Рубинште́йн (21 сентября (3 октября) 1883, Харьков — 20 сентября 1960, Ванс, Франция) — российская танцовщица и актриса. Существует ряд её портретов, выполненных известными художниками.

 

 Ида Рубинштейн запечатлена на знаменитом портрете Валентина Серова, что хранится в Русском музее. Обнаженная, неимоверно худая, с телом, по воле судьбы и художника состоящим почти из одних прямых углов, с перстнями на пальцах ног, похожая на древний ассирийский барельеф. Богачка с причудами, героиня светской хроники. Танцовщица и актриса, для которой работали великие художники, режиссеры и композиторы... Облик этой женщины, поражавший современников обжигающей, до пародии, утонченностью, всегда ассоциируется с рисунками Бердслея и картинами Гюстава Климта.

 

Нарочитая загадочность облика и поведения, естественная вычурность, характерные для времени модерна, нашли в Иде Рубинштейн абсолютное воплощение - не женщина, а какая-то ходячая стилизация эпохи. Ее облик и стиль жизни до карикатурности соответствовали модному словечку "декадентство". Внешность "роковой женщины" сочеталась с ярко выраженным семитским типом и поистине библейской красотой - наверное, так выглядела Суламифь, пленившая царя Соломона. Плюс необыкновенно высокий рост: в газетах писали - "длинная, как день без хлеба". Иссиня-черные, а позже красно-рыжие густые кудри. Томную Иду современники называли "нездешней сомнамбулой". Никто не мог равнодушно смотреть на это бледное, без румян, лицо, на "рот, как у раненой львицы". Отбрасывая зависть, мемуаристы констатировали, что рядом с Идой "все лица вмиг становились кривыми, мясными, расплывшимися".

 

В ее биографии очевидны две безусловные вещи - нестандартная внешность и огромные деньги, унаследованные от отца, банкира и просвещенного мецената Льва Рубинштейна. Ида Львовна Рубинштейн родилась в Харькове (разные источники называют то 1880, то 1883, то 1885 годы), жила в Киеве, рано осиротела. После смерти родителей родственники забрали ее в Петербург, где в особняке на Английской набережной богатая наследница выучила пять иностранных языков, читала Ницше и на всю жизнь влюбилась в театр. Мечта стать актрисой преследовала ее. Несмотря на негодование респектабельной семьи, Ида пошла учиться на драматические курсы при Малом театре и начала тратить сказочное состояние на то, что сегодня назвали бы "частной театральной антрепризой".

 

Все проекты Иды, начиная с ее "Антигоны" (1904), были направлены на прославление одного человека - себя. Дебютантка очень серьезно отнеслась к делу. Училась истории искусств, назначая знакомым свидания в Эрмитаже. Специально зубрила древнегреческий язык, чтобы играть Софокла и Еврипида. Хотела строить в Питере грандиозное здание нового театра из розового мрамора. Когда Ида под псевдонимом Львовская сыграла главную роль в древнегреческой пьесе, критики назвали ее игру ученической: отметив пластическую выразительность, не закрыли глаза на дилетантизм - отсутствие голосовой техники, плохую дикцию, неумение держать паузу и слушать партнера. Прохладные рецензии не остудили пыла Рубинштейн. Она мечтала об уайльдовской Саломее. Но, когда пьесу приняли к постановке в Театре Комиссаржевской, роль отдали Нине Волоховой, возлюбленной Александра Блока. (Впрочем, спектакль вскоре запретила цензура и до премьеры дело не дошло.) Сглотнув обиду, Ида благоразумно решила еще поучиться у профессионалов. У Комиссаржевской она так и не сыграла ничего, но, по словам мемуариста, "ежедневно приезжала в театр в совершенно фантастических... одеяниях, с лицом, буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были, как стрелы, иссиня-черные брови, такие же ресницы и пунцовые, как коралл, губы, молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиций и молча же возвращалась в карету".