cоздание сайта недорого

Вера Каралли: страсть, балет, политика

 

 

Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889, Москва, Российская империя — 16 ноября 1972, Баден, Австрия) — русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.

 

 Она была одной из самых популярных московских танцовщиц 1910-х годов. И яркой представительницей женских образов той эпохи — наряду с Верой Холодной и Идой Рубинштейн. Темные глаза на фоне бледного лица, необыкновенный отрешенный взгляд. Она была и значительной фигурой кинематографа того времени. Осталось много снимков и много неразгаданных тайн… Бурная личная жизнь завела Веру Каралли и в жестокий мир политики.

 

Вера Каралли родилась в Москве 27 июля 1889 года в семье актера и режиссера Александра Каралли-Торцова и драматической актрисы Ольги Каралли, выступавшей под псевдонимом Ольгина. Родители имели греческое происхождение — именно поэтому девочке досталась столь экзотическая внешность. Когда Вера была еще совсем малышкой, семья переехала в Ярославль, где отец руководил местным театром. Однажды местная гадалка предсказала, что девочку ждет счастливая судьба, потому что она родилась под знаком Льва, и поэтому будет человеком веселым и жизнерадостным, а относиться к ней будут с восхищением и любовью.

 

Мать с восторгом отнеслась к этому предсказанию и мечтала об артистической судьбы Веры, всячески поощряя ее "игры в актрисы", а отец относился к этому весьма скептически, не желая своей дочери подобной судьбы. Вера была единственной дочерью в семье, и ее учебе и воспитанию уделялось особое внимание. Но в школе ее однажды оставили на второй год, из-за того что на уроках девочка постоянно находилась в мечтательной задумчивости. Она и сама ощущала свое отличие от других детей. Больше всего она любила облачаться дома в театральные костюмы и принимать перед зеркалом замысловатые позы. А сидя в партере отцовского театра, неизменно представляла себя на сцене.

 

Она была одной из самых популярных московских танцовщиц 1910-х годов

 

Ее устремления подогревались и гостями из Москвы, которые говорили, что девочке нечего прозябать в провинциальной глуши. И, наконец, отец сдался: "С Божьей помощью становись актрисой! Завтра или послезавтра я поставлю за тебя в церкви свечу". Так, в 12 лет девочка оказалась в московском театральном училище. Она с пылом отдалась учебе, но через год у нее начала болеть спина. Медицинский осмотр показал проблемы с позвоночником, которые ставили под сомнение всю ее дальнейшую карьеру. Вера впала в отчаяние. Она вернулась в Ярославль, где ее лечением занимались различные врачи. Порой ее туго перебинтовывали, и девочке приходилось пребывать в неподвижном положении целые сутки.

 

Помогла не только медицина, но и горячее стремление Веры вернуться в мир сцены. Мало того, теперь девушка думала не о драматическом театре, а о балете.

 

Отец удивился, но все-таки пригласил преподавателя — известного московского педагога Хлюстина, - чтобы тот давал ей частные уроки танца. И девочка вернулась в училище — уже на отделение хореографии.

 

Еще на экзаменах ее заметил известный балетмейстер Александр Горский, который позже стал заниматься с ней лично. В свое время он даже просил руки своей ученицы, но Вера отказала — все ее помыслы тогда были только о балете. Окончив училище в 1906 году, она быстро "вышла в примы". Свою роль здесь сыграли и покровительство Горского, и то, что в Москве в то время наблюдался дефицит балерин. Она сразу получила партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" Чайковского. Потом последовали балеты "Дочь фараона" и "Жизель", "Тщетная предосторожность" и "Раймонда", "Баядерка" и "Дон Кихот"… Ей быстро удалось покорить публику — пусть она не слишком блистала техникой, которой сам Горский не уделял особого внимания, зато в ее пользу играли тонкая красота, гармоничность пластики, выразительные движения рук. Она знала, как красиво встать, как правильно повернуть голову.

 

Она была одной из самых популярных московских танцовщиц 1910-х годов