cоздание сайта недорого

Агриппина Ваганова - основала русскую школу классического танца

 

altАгриппина Яковлевна Ваганова (1879 — 1951) — артистка балета Мариинского театра, балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основопологающей для русской балетной школы XX века. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

 

Ей не рукоплескали зрители переполненных театров Европы и Америки, о ней редко писали балетные критики, но именно ей мы обязаны рождением русской школы классического танца — школы, вырастившей целое «танцующее войско». Галина Уланова, Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая стали символами русского балета. Но кто знает, как сложилась бы их судьба, если бы однажды они не встретились с Агриппиной Яковлевной Вагановой, прошедшей путь от безвестной артистки кордебалета до первого в стране профессора хореографии.

 

 

Дом на Театральной улице

 

«Раннее зимнее хмурое утро в хореографическом училище. Пронзительно долгая трель звонка вырвала ото сна нас — учениц старшего класса. Ужасно не хочется вставать, но надо. Вскакиваем, бежим принять холодный душ, быстро одеваемся и, наскоро проглотив наш скромный завтракѕ высыпаем гурьбой в висячий проход-коридор, соединяющий здание училища с большим репетиционным залом.

 

Вот открылись двери — и этот знаменитый зал перед нами... В этот ранний час зал пуст. Лишь около самого зеркала в кресле сидит худощавая невысокая женщина с резкими, четко очерченными чертами лица. Это Ваганова. Гладко причесанная, очень просто одетаяѕ всем своим подтянутым видом она производит впечатление скромной элегантности.

 

Завидев нас, Агриппина Яковлевна быстро, решительно встает и, улыбаясь, идет нам навстречу. А мы склоняемся перед ней в положенном реверансе и спешим занять свои места у палок. Урок классического танца начинается» (из воспоминаний Н. Анисимовой).

 

Как бы себя ни чувствовала, какое бы настроение у тебя ни было, не пропускай урока. Успехи достигаются не годом, а годами. А.Я. Ваганова

 

altКогда-то давно в двери этого огромного двусветного репетиционного зала вошла маленькая Груша Ваганова, дочь капельдинера Мариинского театра Якова Тимофеевича. Кто мог тогда предположить, что именем девочки с нескладной фигуркой, с запоминающимся открытым и смелым взглядом спустя без малого 70 лет будет называться это училище — гордость и слава ленинградской балетной школы?

 

После успешных вступительных испытаний Груша начала свою интернатскую жизнь, построенную по законам строгой дисциплины. Поняв, что уступает многим ученицам в танцевальных способностях, она сразу решает: труд для нее — главное условие успеха. С недетским упорством она заставляет свое непослушное тело подчиняться правилам хореографии, настойчиво пытаясь разобраться в таинственных законах, управляющих танцевальными движениями, и еще не догадываясь о том, что зерна непрестанных усилий дадут в будущем невиданные плоды.

 

 

Да здравствует театр!

 

Первым серьезным рубежом стал для нее 1897 год — время окончания училища. Успех на выпускном спектакле вскружил голову. Казалось, открываются двери в новую жизнь, сулящую славу и триумф на сцене. Но действительность оказалась далека от радужных ожиданий. «О, как горько разочаровалась я на первых же порахѕ когда вместо дороги, усыпанной розами, я обнаружила одни колючие тернии: нужно было пробиваться в одиночестве, без чьего-либо ободрения, забытой теми учителями, которые гордились мной как лучшей ученицей», — вспоминала она. Как выяснилось, талант в театре имел далеко не главное значение. Гораздо важнее было иметь нужные связи. У Вагановой их не было, и она получила место самой последней в кордебалетном танце «теней» балета «Млада». Дебют начался плачевно. В день спектакля, перед самым выходом на сцену, она оступилась и, ударившись затылком о ступени, скатилась с крутой лестницы. «Искры посыпались из глаз, но, встав, оправилась и побежала на сцену». А.Я. Ваганова