cоздание сайта недорого

Майя Плисецкая: все тайны Богини танца (биография)

 

altМайя Плисецкая, Майя Михайловна Плисецкая (Maya Plisetskaya) —

20.11.1925 г.р. - российская балерина,

хореограф,

прима-балерина Государственного

академического Большого театра СССР,

народная артистка СССР.

 

 

 

 

 

  

 

Детство. Семья. Расстрел отца. 

Начало карьеры. Из кордебалета на большую сцену.

Щедрин — любовь моя. 

Плисецкая: коррида первой балерины Большого театра.

Плисецкая: самая продолжительная карьера балерины. 

 

Детство. Семья. Расстрел отца.

 

Майя Плисецкая родилась в большой и дружной семье Плисецких-Мессерер.

 

Мать Майи — Рахиль Мессерер (для близких и в титрах кинофильмов с ее участием просто — Ра) появилась на свет в Вильне (сегодняшний Вильнюс). Когда девочке было два года вся семья: отец — зубной врач, мать и их двенадцать детей переехали в Москву. Все дети Мессерер позже в той или иной степени посвятят себя искусству. Рахиль станет актрисой, тогда еще немого кино, ее брат и сестра Асаф и Суламифь прославятся как танцовщики Большого театра, другой брат Азарий будет актером и режиссером.

 

В 19 лет Ра поступила в недавно основанный Институт кинематографии (ныне знаменитый ВГИК). Как-то в студенческой компании она познакомилась с братом своего однокурсника — Михаилом Плисецким, за которого впоследствии и вышла замуж.

 

По окончании учебы Ра начала успешную карьеру в кино. Огромные, печальные глаза, иссиня чёрные волосы и смуглый цвет лица — настоящая восточная красота открыла молодой актрисе двери на новую студию «Узбекфильм», где она снялась в десятке главных ролей. Фильмы с Рахилью имели в СССР большой успех. Основной темой тогдашнего творчества узбекских режиссеров было «освобождение женщин Востока от ига мусульманского Шариата». Игра талантливой Рахиль брала за душу. Маленькая Майя, которая впоследствии будет смотреть работы мамы, не сможет сдержать своих слез, когда увидит, как басмачи бросили несчастную героиню под копыта лошадей. «Они же тебя убили!» - плакала девочка, несмотря на уговоры Ра.

 

Еще некоторое время после рождения первого ребенка — Майи, Рахиль продолжала сниматься в кино и даже брала на съемки четырехлетнюю дочку. Но, во время второй беременности, актриса была вынуждена оставить кинематограф, к тому же ее мужа назначили управляющим рудниками "Арктикуголь" и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля.

 

В 1932 году семья Плисецких перебралась на Шпицберген (Майе было семь лет, ее младшему брату — несколько месяцев). Условия жизни оказались ужасными — полярники не были обеспечены даже одеялами. Рахиль, вместе с другими женами шахтеров, принялась шить одеяла, затем звезда немого кино работала телефонисткой, а также организовывала самодеятельные концерты. Под руководством Ра на острове была поставлена опера «Русалка», где маленькая Майя сыграла роль Русалочки. Так состоялось ее первое выступление на сцене.

 

altВо время отпуска отца, который семья проводила в Москве, в 1934 году Майя упросила отдать ее в Московскую балетную школу. Но отпуск закончился и продолжить обучение Плисецкая смогла лишь после окончательного возвращения родителей в Москву.

 

В 1936 году семья вернулась из Заполярья. Михаил Плисецкий был всячески обласкан властью, награжден орденами, престижным автомобилем, получил квартиру в центре Москвы. Но вскоре разразился тот самый «Большой террор». Михаила арестовали 30 апреля 1937 года, когда Рахиль была на седьмом месяце беременности. Майе Плисецкой тогда было 11 лет, и ей сказали, что отца срочно вызвали на Шпицберген.

 

Как выяснилось позже, Михаила несколько месяцев допрашивали, выдвигая чудовищные обвинения — признательные показания Плисецкий согласился дать лишь в обмен на информацию о его семье и, возможно, на обещание, что их не тронут. Тогда Рахили позвонили из НКВД и грубо спросили: «Кто родился?». Единственное, что она успела крикнуть - «сын». О судьбе Михаила близкие, все эти годы не терявшие надежду, что он живой, узнают лишь через сорок лет - в 1989 году. Оказалось, что его расстреляли еще в 1938-ом. В более поздних документах НКВД семья нашла сухую строчку «осужден необоснованно».

 

Весной 1938 года настала очередь и самой Рахили. Она была арестована, как «жена врага народа». В тот день она с детьми собиралась в Большой театр на постановку, в которой участвовали ее младшие брат и сестра - Суламифь и Асаф. Когда пришли чекисты, Ра велела детям - Майе и среднему сыну Алику ехать без нее и передать родственникам, что ее срочно вызвали к мужу на Шпицберген. Саму же Рахиль вместе с младшим сыном (еще грудничком) увезли в тюрьму.

 

Суламифь взяла к себе жить Майю, а Асаф — среднего ребенка Алика. Рахиль, несмотря на длительные допросы, так и не дала показания против своего супруга. После Бутырки ее вмете с ребенком отправили в «АЛЖИР» - "Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины" (Казахстан). На одной из станций Рахили удалось выбросить из поезда письмо с информацией о том, куда их отправили, а также с московским адресом родных. Стрелочница сжалилась над заключенной … и письмо дошло! Вся семья Мессереров взялась хлопотать за Рахиль и не случайно, ведь танцор Большого Асаф Мессерер был любимцем Сталина. Усилия родственников не прошли даром, и лагерь заменили на поселение в Чимкенте (Казахстане). Мать Майи с младшим братом вернулись в Москву в 1941 году за два месяца до войны.

 

Через несколько месяцев после начала войны Рахиль с детьми эвакуировалась в Свердловск, однако в эвакуации у Майи не было никакой возможности продолжать заниматься балетом. После годового перерыва семья узнает, что часть труппы возвратилась в Москву и, по слухам, в училище возобновилась работа.

 



Комментарии 

 
#2 Admin 07.05.2015 14:23
Лидия, спасибо за прекрасное посвящение великой балерине.

С уважением, администрация She-win.ru
Цитировать
 
 
#1 Лидия 07.05.2015 09:51
Её танцующие руки:
За змейкой змейка, вихорь вьюг,
Предвосхищенье страсти , муки-
Служенье музам, зов, испуг.
Такая преданность балету,
А образ - в храме образа.
И что немыслимо поэту-
Вещали руки и глаза.
Казалось всё сбылось:
Бессмертье -в движеньи тела и души.
Но цепки лапы нашей смерти.
А выбор с болью в дом спешит.

( Посвящается М.М. Плисецкой.)
Цитировать