cоздание сайта недорого

Зинаида Серебрякова - первая россиянка в истории живописи

alt

Зинаида Евгеньевна Серебрякова - 28 ноября [10 декабря] 1884 — 19 сентября 1967 — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

 

Зинаида Серебрякова — русская художница из творческой династии Бенуа-Лансере-Серебряковых. Она училась живописи в школе Марии Тенишевой, в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.

 

«Самая радостная вещь»

 

Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец — скульптор Евгений Лансере — умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.

 

Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин. Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

 

В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна. Здесь же художница встретила будущего мужа — своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.

 

После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына. Всего в семье родилось четверо детей — два сына и две дочери.

 

alt

 

В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом». Спустя год он и еще 12 полотен — портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи — участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея. Серебрякову избрали членом «Мира искусства».

 

«Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».

 

Александр Бенуа

 

 

alt

 

Почти академик живописи

 

 

В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать — пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя — «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой». В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии — Индию и Японию, Турцию и Сиам — в образах красивых молодых женщин.

 

alt