cоздание сайта недорого

Вера Марецкая - тайны советской мега-звезды театра Моссовета

alt

Вера Петровна Марецкая (1906—1978) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий.

 

Вера Марецкая родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха ныне — Одинцовский район в Московской области.

 

Вера Петровна родилась в многодетной семье. Ее папа Петр Григорьевич Марецкий с 1912 года арендовал буфет в цирке Никитиных, а после революции остался работать там же на должности продавца. Вера, ее сестра и два брата регулярно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать ей приходилось в антракте, а все остальное время она могла стоять за кулисами и смотреть представление. Вера в это время фантазировала и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой. Однако, у ее родителей были весьма серьезные планы на судьбы своих детей. Старшие братья Веры Петровны – Дмитрий и Григорий по окончании института Красной профессуры стали работать журналистами в газетах «Правда» и «Известия», а Вера по настоянию родителей после успешного окончания школы поступила на первый курс философского факультета Московского университета. Но мир искусства продолжал бередить ее воображение, и втайне от отца через год она подала документы сразу в три театральных студии, прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Евгений Вахтангов был учеником Константина Станиславского. С философией было покончено раз и навсегда.

 

В 1924 году Вера Марецкая окончила школу-студию. В это время Юрий Завадский, в то время еще актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию, и Марецкая поддержала Юрия Александровича, став одной из его первых актрис. Свою деятельность в студии она начала с возрастных характерных ролей. Марецкая с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых зрителям особо запомнились мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» в 1927 году и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас». Темперамент Марецкой, ее чувство юмора и безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она прекрасно сыграла бойкую беспризорницу Степку, а в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» лицемерку Глафиру. Одной из лучших работ Веры Марецкой в довоенный период стала роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля. Когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», - зал просто лежал от восторга. «Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», - писал о Марецкой Юрий Александрович Завадский.

 

Тем временем отношения между Марецкой и Завадским развивались странным образом. Именно он открыл Марецкую как актрису, стал для нее настоящим учителем, и вскоре творческие отношения переросли в личные. В 1924 году Марецкая вышла замуж за любимого мастера, в 1926 году родила ему сына Евгения, но их брак оказался недолгим. Когда Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в Галину Уланову и ушел из семьи. Казалось бы, после этого Марецкой оставалось в ответ покинуть театр, тем более, что недостатков в предложениях не было - талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться одной из ведущих актрис его театра. Завадский и Марецкая после развода остались друзьями и соратниками на всю жизнь. У Юрия Александровича даже осталась неизменной традиция ежедневно обедать у Марецкой. Их сын Евгений хотел стать архитектором, и архитектор Иван Жолтовский хотел его взять в свою мастерскую, но Вера Петровна настояла на том, чтобы Евгений закончил ГИТИС и стал режиссером.

 

Несмотря на успехи в театре, настоящее всенародное признание Вере Марецкой как актрисе принес кинематограф. Марецкая дебютировала на экране в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме Якова Протазанова «Его призыв». В 1925 году Протазанов вновь привлек актрису к съемкам. В его комедии «Закройщик из Торжка», где в главной роли снялся Игорь Ильинский, Марецкая сыграла работницу Катю. Образ трогательной простушки Кати понравился и запомнился зрителям, а партнер Марецкой по фильму Игорь Ильинский так отозвался о ее работе: «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой». Одно за другим актрисе стали поступать новые предложения от режиссеров. В период с 1927 по 1930 год она сыграла проститутку в фильме «Земля в плену», дамочку в фильме «Живой труп», секретаря ревкома в фильме «Два-Бульди-Два» и Софочку в фильме «Стыдно сказать». Яркую характерность и настоящий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки Параши в сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».