cоздание сайта недорого

Любовь Добржанская - биография, "мама Жени Лукашина" из "Иронии судьбы ..."

alt

Любовь Ивановна Добржанская (24 декабря 1905 — 3 ноября 1980) — советская российская и украинская актриса театра и кино, певица. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Народная артистка СССР (1965).

 

Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года в Киеве.

 

Впоследствии Любовь Ивановна добавила к дате своего рождения три года, но об этом знали только самые близкие ей люди. Любовь Ивановна родилась в семье полковника царской армии Ивана Андроникова-Добржанского, который впоследствии был сослан на 5 лет на Соловки, хотя против советской власти полковник Добржанский никогда не воевал. Отец Любови Ивановны был кавалером орденов Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, креста Георгия Победоносца и солдатского георгиевского креста за защиту отечества в германскую войну, и поэтому после освобождения был вынужден работать пастухом в казахских степях. Любовь Ивановна всю жизнь поддерживала отца. Она посылала ему деньги и пыталась добиться разрешения для него переехать в Москву, но сделать это не успела. В августе 1941 года Иван Андроников-Добржанский скончался от сердечного приступа, а двадцать лет спустя во время гастролей в Караганде Любовь Ивановна взяла машину и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца, но сделать это ей так и не удалось.

 

Семья Добржанских была большой. Люба была старшей из сестер и много помогала матери. Еще учась в гимназии, Люба увлеклась театром. Она с энтузиазмом занималась в гимназическом театральном кружке и участвовала в постановках. В 1920-е годы юная Люба Добржанская занималась в театральной Соловцовской студии, в 1924 году ее приняли в Театр Русской драмы, где она сразу же стала звездой. С 1926-го по 1927-й годы Добржанская недолго работала в Днепропетровске, но позже переехала в Киев. Киевская публика вскоре узнала и полюбила молодую актрису. За билетами на спектакли с ее участием всегда выстраивались очереди. Она сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре - роль Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, Валю в спектакле «Страх» А.Н.Афиногенова и Зину в спектакле «Вредный элемент» В.В.Шкваркина. Она также стала первой исполнительницей роли Комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Всего в Киеве она сыграла более 100 ролей за 10 лет. Эта была суровая школа для актрисы.

 

Киевские театралы часто вспоминали ее роли даже в таких полузабытых пьесах, как «Фиолетовая щука» или «Яблуневий полон». Она была одной из любимейших актрис в Киеве. Зрители и критики отмечали её необыкновенный дар перевоплощения, выразительный голос и яркий темперамент. Добржанская прекрасно пела. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом. Тогда же в начале своего творческого пути Любовь Добржанская в первый раз вышла замуж. Но вскоре ее муж Иван Червинский был арестован и повесился в камере, не выдержав обвинений, предъявленных ему на допросе.

 

В Киеве молодую актрису заметил директор Центрального театра Красной Армии Месхители. Он пригласил Добржанскую в Москву. Актриса долго не думала и, оставив свои звездные роли, перебралась в маленькую комнату театрального общежития. Вскоре в Москву она забрала и свою маму.

 

Огромный опыт работы в Киеве помог актрисе после переезда в Москву. Режиссеры хвалили ее за актерские способности и за стремление к яркому лицедейству. Тогда только-только возникала знаменитая впоследствии труппа. Дебютными ролями Добржанской на новом месте стали роли Татьяны в спектакле «Мещане» и Рашели в спектакле «Васса Железнова», но они не были оценены театральной критикой. Первый спектакль, который ее поставил рядом с Бабановой и Марецкой и сделал ее звездой московской сцены, стала постановка «Укрощение строптивой». Роль Катарины была подготовлена Любовью Добржанской всего за две недели.

 

В 1935 году Центральный театр Красной Армии возглавил Алексей Дмитриевич Попов. Он не собирался давать актрисе из Киева главную роль в «Укрощении строптивой». «Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы – денег в полуголодной и нищей Москве на военный театр не жалели. Спектакль вошел в историю не только как блестящая актерская и режиссерская работа, но это было чудо сценографии. А укрощать-то некого», – рассказывал театровед и друг семьи Добржанских Павел Николаевич Жегин. Когда положение стало казаться безвыходным, решили попробовать на главную роль Добржанскую – терять было нечего. По воспоминаниям коллег, она просто ворвалась в спектакль стремительно и вдохновенно. Все смотрели на это как на чудо, хотя для Добржанской, к тому времени опытнейшей актрисы, сделать за две недели роль не представляло никакого труда. «Нужно иметь в душе что-то большое, запереть глубоко в себе и не показывать, - говорила она. – Зритель сам должен это увидеть». Возможно, именно в этом заключался секрет успеха ее ролей – таких разных и непохожих. Она никогда не играла себя. У нее был огромный репертуар: в понедельник она могла играть Эмилию Марти в «Средстве Макропулоса», а во вторник – Фелисиану в «Учителе танцев». Среди ее героинь были колхозницы и молдавские крестьянки, но все эти роли были яркими и очень разными.