cоздание сайта недорого

Мария Петровна Максакова - биография советской оперной звезды

alt

Мария Петровна Максакова (26 марта (8 апреля) 1902 — 11 августа 1974) — советская оперная певица (лирическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР.

 

Детство. Путь к мечте

 

Мария Максакова родилась в Астрахани - крупном торговом центре на Волге. Девочка появилась на свет в 1902 году в семье мелкого служащего волжского пароходства Петра Васильевича Сидорова (1862-1906) и его жены Людмилы Сергеевны Беляевой (1875 - ?), которая занималась воспитанием шестерых детей. Несмотря на то, что семья принадлежала к мещанскому сословию, жили они по-купечески. Матери Марии принадлежало два дома и торговая лавка. После смерти Петра Сидорова семья разорилась и из центра города была вынуждена перебраться на окраину. Сегодня улица, где прошло детство и юность Марии Петровны носит ее имя. В доме всегда звучала музыка, кто-то пел, кто-то играл на гитаре, а когда Маруся узнала, что церковный хор храма Покрова Божией Матери набирает певчих, да, еще и жалование платит, то решила попробовать, к тому же семья остро нуждалась в деньгах. Вскоре девочка стала главным кормильцем семьи. Сначала она получала десять копеек в месяц, а чуть позже жалование увеличили до восьми рублей.

 

В школе будущая прима Большого театра училась не слишком хорошо, то замыкалась в себе, становясь нелюдимой, то увлекала подруг бурными шалостями. Только пение уравновешивало ее переменчивый нрав. Девочка сама выучилась нотной грамоте. Силы воли ребенка хватило «написать гамму» дома на стенке и «зубрить ее по целым дням». На все это ушло два месяца, вскоре она стала хористом, свободно читающим с листа.

 

Через некоторое время Маруся стала ведущей в альтовой группе хора, где проработала до 1917-го. Ее карьере помогла Октябрьская революция — обучение стало бесплатным и девушка смогла поступить в музыкальное училище по классу рояля. Будущая оперная дива с одержимостью принялась за учебу. Засиживалась допоздна в училище, поскольку дома инструмента не было, часами слушала гаммы, не особо любимые другими студентами. «Музыку я очень любила, — пишет Максакова. — Бывало, услышу, идя по улице, как кто-то играет гаммы, останавливаюсь под окном и часами слушаю, пока меня не прогонят».

 

Маруся стала одной из лучших учениц музыкального училища, за что ее посылали работать на концерты для красноармейцев. Через год начинающая певица начала брать уроки у артистки Астраханской оперы Смоленской. Поскольку Астраханскую оперу решили отправить на лето в Царицын, то, чтобы иметь возможность продолжать занятия, Мария решила поступить в оперу.

 

Встреча с судьбой: Максимилиан Максаков

 

В оперу она шла со страхом. Увидев девушку в коротком ученическом платье, режиссер решил, что она поступает в детский хор. Однако Маруся заявила, что хочет быть солисткой. Ее прослушали и доверили выучить партию Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Уже через два месяца она пела Ольгу. Начинающая певица плохо тогда представляла свое выступление, хотя за вокальную часть не волновалась. Теперь специалисты утверждают: «Трудно представить менее подходящую партию для дебюта певицы, обладающей лирическим, высоким меццо-сопрано». Тем не менее, именно с этого момента начинается восхождение к славе 17-летней артистки, в итоге приведшее ее к вершинам вокального мастерства и всенародной известности.

 

В последующем Максакова вспоминала: «Наивна я была тогда до глупости. И когда кто-то из хора упрекнул меня, что, еще не умея ходить по сцене, я уже получаю первый оклад, то я эту фразу поняла буквально. Чтобы научиться «ходить по сцене», я сделала отверстие в заднем занавесе и, стоя на коленях, смотрела весь спектакль только на ноги актеров, стараясь запомнить, как они ходят. Я была очень удивлена, убедившись, что они ходят обыкновенно, как в жизни».

 

А осенью 1919 года приехал новый управляющий труппой, как говорили, гроза всех неспособных актеров - оперный антрепренер, оперный певец и режиссер Максимилиан Карлович Максаков (фамилия Максаков — сценический псевдоним, настоящее имя знаменитого баритона австрийского происхождения - Макс Шварц). Он сразу обратил внимание на молодую певицу Марусю Сидорову, заметив, однако, что та плохо владеет своим прекрасным голосом. Мария была удивлена, «как же так», ведь Максаков добавил ей партий, расширил репертуар. Тем не менее Макс стоял на своем.

 

Задетое профессиональное самолюбие толкнуло Марусю в Петроград. Ей удалось пройти прослушивание у самого Глазунова, который сказал, что начинающей певице нужно еще многому научиться, подтвердив слова Максакова.

 

В это же время Максимилиан Карлович овдовел. Его жена — Ксения Васильевна Иорданская, также оперная певица, умерла от холеры. Это обстоятельство сыграло решающую роль в судьбе Марии Петровны. По легенде, перед смертью Ксения сказала мужу: «Маруся такая хорошая девочка. Женись на ней». Так он и поступил, задумав сделать из Марии настоящую оперную диву. На момент замужества ей было семнадцать, а Максу — пятьдесят. Он сдержал свое слово, став лучшим педагогом Максаковой.