cоздание сайта недорого

Наталия Сац - создала первый в мире драмтеатр для детей

alt

Наталия Ильинична Сац (14 августа 1903 — 18 декабря 1993) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, драматург, педагог. Народная артистка СССР.

 

Мало кто мог предположить, что маленькая девочка, родившаяся в далеком Иркутске, станет «матерью детских театров страны» и незаменимой «тётей Наташей» для всех советских детей.

 

Наталья Сац родилась в 1903 году в Иркутске. Уже с пеленок девочка была очень самостоятельной, даже свое имя она выбрала сама. Были написаны записочки с различными вариантами имен, малышка вытянула «Наташу», так ее и назвали.

 

В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Маленькая Наташа с младенчества купалась в удивительной творческой атмосфере, которая царила в семье композитора Ильи Александровича Сац и певицы Анны Михайловны Сац. Одним из самых известных произведений Ильи Сац стала музыка к постановке «Синяя птица», которой девочка заслушивалась в родительском доме. Наташа пообещала себе, что когда вырастет, обязательно ее поймает. Она росла за кулисами Московского Художественного театра, в окружении артистов, художников, режиссеров. Знаменитый Евгений Вахтангов в 1910-х прочил Наталии судьбу режиссера.

 

alt

Но счастливое детство оборвалось со смертью отца. 14-летняя Наташа должна была как-то зарабатывать, поэтому пришла в театрально-музыкальную секцию Моссовета и сказала, что готова работать кем угодно. Ей предложили возглавить детский отдел, в котором не было работников. Так началась ее карьера. Что же во время революции видали не такое — Аркадий Гайдар в пятнадцать лет уже командовал взводом.

 

Наталья начала устраивать «театр на подводах», где выступали молодые актеры. Передвижная детская труппа на подводе колесила по всей Москве. Их сценой стали оживленные площади, фабричные дворики. Театр быстро получил известность, за ними ходили беспризорники, чтобы бесплатно посмотреть чудесные представления. Уже совсем скоро Наталии выделили помещение по адресу Тверская, дом 23, где доживал свои дни старый кинозал — сырой, аварийный. Подогреваемая любовью зрителя, она создала первый советский театр с детским репертуаром - Детский театр Моссовета (1918), который и возглавила в восемнадцать лет. Ничего что в детском театре не было отопления. Артисты репетировали в верхней одежде и валенках, согреваемые только энтузиазмом. Они же мастерили декорации, шили занавес и ставили скамейки в зрительном зале.

 

Гораздо позже Наташа Сац признается: «Революция дала мне все». Действительно, в иное время навряд ли бы оказалась возможной столь головокружительная карьера, так же как и быстрое развитие совершенно нового направления в театральном творчестве — детский театр. Артисты отдавались своему ремеслу с полной серьезностью, не делая скидку на возраст аудитории, так что вскоре родились те самые спектакли-события для всей театральной Москвы. Энергия Наталии Сац и творческая бескомпромиссность в отношении качества репертуара вскоре помогли привлечь в детский театр лучших драматургов и композиторов, многие из которых даже не представляли, что могут писать для детей. Так Наташа, нисколько не смущаясь, попросила гениального композитора Сергея Прокофьва написать музыку «про конфеты».

 

  • -Я? Про конфеты?

  • -А почему нет, вы же были ребенком?

 

1936 год. Странное время накануне большого террора и страшных войн. Но для Натальи Сац это год больших побед. Театр Сац переехал в центр Москвы и получил имя Центрального детского театра. Теперь Наталья руководила настоящим театром с огромной сценой, и зрительным залом. Под ее началом оказался коллектив в семьсот человек, которые должны были «осуществлять мечту о большом искусстве для маленьких». С такими ресурсами грандиозная премьера не заставила себя долго ждать. Спектакль «Золотой ключик» по очень популярной в то время сказке Алексея Толстого стал настоящим театральным событием. Озорной Буратино и злобный Карабас-Барабас пришлись по вкусу юным зрителям. Пьеса была специально написана для Центрального детского театра, на уровень которого должны были равняться другие детские театры страны. Спектакль получился необыкновенным. Еще бы! Пьесу написал сам автор сказки Алексей Толстой, которого еще до встречи с Наталией предупредили: «Она пойдет на тебя походом. Сопротивление бесполезно». Сказка-первоисточник была написана автором в 1935-ом в самом начале массовых репрессий, поэтому содержит много скрытого, в том числе и политического, подтекста, учит жизни и заставляет задуматься юного зрителя.