cоздание сайта недорого

Марина Абрамович - королева перфоманса, на грани боли, страха, смерти

 Марина Абрамович — одна из самых знаменитых и успешных художниц современности. Выставки этой уроженки Белграда, которая больше тридцати лет жила и работала в Амстердаме, а в последние годы обосновалась в Нью-Йорке, проходят в самых престижных галереях и музеях мира, таких, как Центр Жоржа Помпиду в Париже или музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

 

alt

 

Несколько лет назад за произведение «Балканское барокко» она была удостоена «Золотого льва» Венецианской биеннале. За серию перфомансов «Семь легких пьес» получила высшую награду ассоциации арт-критиков Нью-Йорка. Ее спектакль «Ремикс биографии» стал центральным событием Авиньонского театрального фестиваля. А фильм «Эротический эпос Балкан», входящий в сборник «Запрещено к показу», был в числе прочих удостоен нескольких престижных кинематографических наград и стал сюжетом очередного календаря Pirelli. В свои 70 лет «бабушка перфоманса» (по ее же ироничному выражению) выглядит красивой и сильной женщиной, полной энергии и идей. Делает выставки, снимает фильмы, издает книги, читает лекции. Но в России в силу культурного и политического склада страны о сербской художнице мало кто знает, а фамилия Абрамович вызывает у 99% населения только одну ассоциацию.

 

Марина Абрамович родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, бывшей столице Югославии. Дед художницы был патриархом сербской православной церкви, а после смерти причислен к лику святых. Ее родители во время войны были партизанами. Отец — национальный герой Сербии (Абрамович посвятила ему известную работу «Герой»: выехала в поле на белом коне, держа в руках огромный белый флаг). Мать была майором в армии, а в 1960-х служила директором белградского Музея Революции и Искусства. В одном из интервью Абрамович вспоминает: «Меня и брата мать воспитывала в военном стиле. До 29 лет мне не разрешалось после 10 уходить из дома. Сегодня это выглядит безумием, но все перфомансы, которые я делала в Югославии, проверяя возможности своего тела и сознания, — все это было показано до 10 вечера».

 

«Перфоманс» — это особый жанр изобразительного искусства. Произведением в нем является не предмет (картина, скульптура), а событие, созданное художником. 40 лет назад о перфомансе заговорили как о самостоятельном направлении искусства, которое использовало как сугубо изобразительный подход (цвет, линию, композицию), так и технику театра, музыки, фотографии, кино и видео.

 

Пионерами жанра в Европе были легендарный Йозеф Бойс и группа «Флюксус», а по ту сторону океана — Энди Уорхол, Крис Берден, Вито Аккончи и др. Одним из основных инструментов (а нередко и объектов) для художника становится его собственное тело. Ради того, чтобы вызвать реакцию публики, сделать зрителя активным соучастником действа, освободиться от культурных наслоений современной цивилизации и приблизиться к архетипам, родникам культуры, — ради этого художник стал доводить себя до предела телесных возможностей.