cоздание сайта недорого

Софья Гиацинтова - биография актрисы, педагога

 

Софья Владимировна Гиацинтова (1895 — 1982), советская актриса и театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1955).

 

alt

 

Софья Владимировна родилась 23 июля (4 августа) 1895 в Москве в дворянской семье профессора-искусствоведа Московского университета В.Е. Гиацинтова (после революции он стал директором Музея изящных искусств). Мать Гиацинтовой была из рода Чаадаевых, родной брат матери был последним наследником Петра Яковлевича Чаадаева. Его почитали, им гордились, и взрослые и дети звали его «дядя Петя». В детстве была даже такая игра - в «опасного дядю Петю», в нее играли много лет.

 

Семья была большой: родители, старшая сестра и многочисленные гостившие родственники. Дома Соню называли Фуфа, и она была всеобщей любимицей - у нее было природное умение радоваться тому, что ее окружает, самым простым вещам. Домашние праздники, любимая няня Бота, летний выезд на дачу, гимназия, книги, подруги, отец, которого она обожала, - все это было одним счастливым детством. Тарахтенье коляски, въезжающей по березовому мостику в Лаптево, - они с сестрой называли «звуком счастья». Еще Соня всегда вспоминала этот мостик, когда смотрела на «Белые кувшинки» Моне.

 

alt

 

Соня не была избалованной: в семье Гиацинтовых царил культ напряженной внутренней жизни. Гости Гиацинтовых удивлялись: «Вы производите впечатление не живущей вместе семьи, а людей, наконец, встретившихся для обсуждения важного события».

 

Родственник Гиацинтовых А.А. Венкстерн приобрел в конце XIX века имение Лаптево в 25 верстах от Каширы (современный Ступинский район). Отец Софьи выстроил здесь двухэтажный деревянный дом, где прошло ее детство. В Лаптеве был создан литературно-художественный кружок, в который вошли дети Гиацинтовых–Венкстерн. В этом кружке впервые проявился сценический талант актрисы. В семье Гиацинтовых почитали театр. Отец принимал участие в работе Шекспировского общества, сам писал пародийные пьесы, а дома то и дело устраивали любительские спектакли. Образцом служили премьеры Малого и Большого театров.

 

Гимназисткой впечатлительная Соня сначала влюбилась в Шаляпина, затем в Собинова, потом в Качалова. Конечно, она мечтала стать актрисой. В гимназии увлеклась драматическим искусством, занималась в группе артистки Художественного театра Е.П. Муратовой. В 1910 была принята по конкурсу в Художественный театр. Она сидела на репетициях и выходила на сцену в бессловесных массовках, но в 15 лет Соня о большем и не мечтала.

 

alt

 

Гиацинтова дебютировала в 1911 году («У жизни в лапах» Кнута Гамсуна, горничная), в первом же спектакле, играя рядом со своим кумиром – В.И. Качаловым. Гиацинтова с энтузиазмом вошла в молодую группу артистов Художественного театра, начавших заниматься по системе К.С. Станиславского и впоследствии составивших ядро 1-й Студии под руководством Л.А. Сулержицкого. Занятия по системе вел в группе Е.Б. Вахтангов.

 

Помимо Гиацинтовой в этой студии учились Михаил Чехов, Алексей Дикий, Серафима Бирман. Компания быстро обрела самостоятельность, стала называться Первой студией МХАТа, а потом и МХАТ-2. Софья Гиацинтова понемногу стала ведущей актрисой этой труппы. В первом же спектакле студии Гиацинтова сыграла Клементину («Гибель "Надежды"» Г. Хейерманса, 1913), затем последовали такие роли, как Ида («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913), Фея («Сверчок на печи» Ч. Диккенса, 1914).

 

Критик К.Л. Рудницкий писал, что блистательным актрисам 1920-1930-х годов не удалось затмить особый талант Гиацинтовой: «Не обладая свойственной ее соперницам энергией и раскованной смелостью игры, напротив, скорее обнаруживая сдержанность, склонность к мягкой растушевке роли, Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой... пробы».

 

В МХТ Гиацинтова работала до 1924 года. С легкой руки Качалова в Художественном театре Гиацинтову тут же прозвали Фиалкой, Фиалочкой. Она была талантлива, прилежна, не дыша ходила по театру. Вокруг не переводились поклонники, и она принимала их ухаживания, но предпочтения не отдавала никому. В этом же театре она познакомилась с Иваном Берсеневым. В Берсеневе обнаружился талант режиссера и администратора, и после эмиграции Чехова он стал художественным руководителем МХАТ-2.

 

alt

 

В 1934 году МХАТ-2 закрыли как неблагонадежный. Для Гиацинтовой это была трагедия. После спектакля артисты не смогли даже забрать из гримерных свои личные вещи.

 

Группу талантливых артистов, учеников К.С. Станиславского, долгое время работавших под руководством М.А. Чехова, принял режиссер Е.О. Любимов-Ланской, возглавлявший Театр им. МОСПС (ныне – Театр имени Моссовета). Серафима Бирман приступила к репетициям «Вассы Железновой» М. Горького (вторая редакция пьесы, завершенная автором незадолго до смерти, еще не была известна, поэтому премьеру ждали с особенным нетерпением). В спектакле, вышедшем в 1936 году, Гиацинтова сыграла Рашель. Говорили, что лучше не эту роль сыграть так никто и не смог. Она не играла, а скорее «танцевала» роль. Она не повышала голоса. Михаил Ковров: «Критик В. Залесский хвалил Гиацинтову так: "ни на одну секунду зритель не сомневался в том, как поступит Рашель, когда ей придется выбирать между сыном и тем делом, которому она посвятила свою жизнь"». А член Художественного совета Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР А. Гурвич писал, что Рашель противосоит Вассе, как Европа Азии и что «ее изящество и чистота - от европейской цивилизации». Однако в пьесе Горького Рашель изъяснялась в таком стиле: «Ну это вы...врете!» и поэтому Гурвич выводил, что Рашель Горькому не удалась и что «строгая, корректная и тонкая игра артистки оживила несколько сухой, публицистический текст», успех Гиацинтовой достигнут «за счет заметного отклонения от авторского замысла». Гиацинтова интеллигентной игрой улучшила текст корифея советской литературы.

 

alt

 

В конце 1930-х Иван Николаевич Берсенев, муж Софьи Гиацинтовой, перешел в Театр имени Ленинского комсомола. Тогда этот театр очень любили москвичи... Именно в эпоху Берсенева он сменил имя «ТРАМ» на «Московский театр имени Ленинского комсомола». С Берсеневым пришли и Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Ростислав Плятт, Аркадий Вовси.

 

В Театре имени Ленинского комсомола Гиацинтова провела более сорока лет - выходила на сцену в главных ролях, ставила вместе с Берсеневым спектакли, занимая все более ответственное положение в труппе. На ленкомовской сцене Гиацинтова сыграл значительные роли: Нора («Кукольный дом» Ибсена, 1939), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенгева, 1944), Сара («Лисички» Хелман, 1945), Мария Александровна («Семья» Попова, 1949), тетя Тася («Годы странствий» Арбузова, 1954), Раневская («Вишневый сад» Чехова, 1955).

 

Семейная жизнь с Берсеневым закончилась, он выбрал новую спутницу жизни - Галину Уланову, но Гиацинтова заранее все простила. Когда умирал Берсенев, Римма Маркова была еще студенткой: «Мы так плакали о нем! Софья Владимировна, когда он уже лежал в больнице, говорила мне: "Молитесь за Ивана Николаевича. Он хочет ставить «Жанну д’Арк» с вами"».

 

После смерти Ивана Берсенева (с 1952 по 1957 годы) Гиацинтова становится главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола. Она поставила «Месяц в деревне», «Семью», «Годы странствий» (совместно с В. Соловьевым), «Вишневый сад» (совместно с А. Пелевиным). В 1955 Софье Гиацинтовой было присвоено звание народной артистки СССР. Марк Захаров: «Берсенева я не застал. А вот с Софьей Владимировной Гиацинтовой некоторое время поработали — в мире, согласии и взаимопонимании». Взаимопонимание она находила со всеми.

 

С 1958 года началась новая эпоха - работа в Московском Драматическом театре им. Станиславского. В 1961 сыграла в спектаклях «Бесприданница», «Дым отечества», «Беспокойная старость».

 

Так случилось, что в кино (в отличие от театра) актриса в основном играла роли в пропагандистских фильмах. Одной из самых известных ее работ стала роль Варвары Петровны в драме Михаила Чиаурели «Клятва» (1946). Ее героиня отправляется пешком в Москву, чтобы передать Ленину письмо от земляков. Узнав о смерти Ленина, Варвара Петровна попадает на Красную площадь, где передает письмо лично Сталину, который произносит на трибуне клятву верности идеалам Ленина… Особенной художественной ценности эта работа не имела, зато она принесла актрисе Государственную премию СССР.

 

Были и другие подобные картины, например, «Падение Берлина» (1949) того же Михаила Чиаурели. На протяжении многих лет Софья Гиацинтова воплощала на сцене и экране образ матери Ленина («Семья Ульяновых» (1957).

 

Умерла Гиацинтова в Москве 12 апреля 1982 года. Она сыграла немало «идейно выдержанных» ролей, получала Сталинские премии. Жила с человеком, который умел виртуозно сочетать творчество с правительственными заказами. И все же, ей удавалось существовать от всего этого немного в стороне: она участвовала в окружающей кипучей жизни и одновременно тихо, но жестко держала дистанцию. Она была слишком миролюбива и жизнерадостна, чтобы отвергать окружающий ее компромиссный мир, но не могла проникнуться его духом.

 

 

http://old.tvkultura.ru/news.html?id=55124&cid=104