cоздание сайта недорого

Мария Ивановна Бабанова - актриса - чудо театрального искусства

 

Мария Ивановна Бабанова (1900—1983) — выдающаяся русская советская актриса театра и кино. Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1941), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1972). Народная артистка СССР (1954).

 

alt

 

В ноябре 2005 года исполнилось 105 лет со дня рождения легендарной Марии Бабановой. Актрису называли блистательной, совершенной, ослепительной волшебницей, сравнивали ее вдохновенное искусство с легким весенним ветерком. Она пленяла поклонников изяществом движений и неповторимой музыкальностью речи, одухотворенностью и лучезарностью своего таланта. В готовящемся к выходу в издательстве "АСТ-ПРЕСС" сборнике "Актеры на все времена (Мастера театра и кино)" под редакцией Б.М.Поюровского один из очерков, написанных театроведом Мариной Гаевской, посвящен жизни и творчеству Марии Бабановой. Мы предлагаем нашим читателям фрагменты из этого очерка.

 

"С таким голосом надо на сцену" - слова, случайно услышанные юной Мусей Бабановой из уст актрисы Грановской, оказались пророческими не только для дальнейшего творческого пути артистки, но и для ее жизни после смерти. Ведь помимо книги Майи Туровской, ряда статей и не так давно опубликованных писем, нынешнее поколение может узнать Бабанову лишь по голосу. От всего созданного актрисой, жившей в эпоху кино и телевидения, по большому счету, осталась только ее последняя роль в мхатовском спектакле "Все кончено", записанном на пленку. Все остальное превратилось в легенду, несмотря на то что при жизни Мария Ивановна подобных определений категорически не признавала. В чем же причина? В невнимательности и нерасторопности окружающих? А может быть, в излишней требовательности и категоричности самой актрисы? Кинороман не сложился сразу, а телевизионный, очевидно, оказался запоздалым. То, что Бабанова могла увидеть на "голубом экране", уже вызывало у нее самой лишь раздражение и болезненное неприятие. Крупные планы безжалостно подчеркивали то, чего она страшилась больше всего, - возраст. А Мария Ивановна не просто отчаянно не хотела, она и не умела стареть. И в том было не только естественное для любой красивой женщины нежелание мириться с надвигающейся старостью. Каждая новая морщинка отнимала у Бабановой ее роли - те полные очарования образы женщин-девочек, которые стали неотъемлемой частью жизни актрисы и без которых она не мыслила своего существования. Однако лицо все больше и больше предавало Бабанову, но голос оставался ей верен всегда. Он не старился, не грубел, не тускнел, продолжая покорять чистотой и неповторимостью тембра. Потому, оставаясь один на один с микрофоном, актриса чувствовала себя свободной и независимой от собственной внешности. И очень часто она устремлялась даже не в юность, а в детство. В читаемых ею на радио и записанных на пластинках сказках существовало то гармоничное соединение детскости и взрослости, непосредственности и житейской мудрости, которое было присуще лучшим героиням Бабановой и навсегда осталось подвластным ее голосу. Но, возможно, неосознанно сказки привлекали Марию Ивановну еще и тем, что в них она как бы доигрывала недоигранное в детстве. Тот период жизни, который обычно вызывает некое ностальгическое умиление, Бабанова вспоминать не любила. В детстве ей не хватало детства - быть может, поэтому оно и задержалось в ней дольше положенного срока как нечто неизрасходованное, вовремя не изжитое.

 

* * *

 

"Родные были не очень любимы мной, так как от них я получала только бытовые "блага", но не получала того, что так нужно детскому сердцу", - писала Бабанова.