cоздание сайта недорого

Ольга Воронец - биография певицы, "Гляжу в озера синие", "Зачем вы, девочки, красивых любите?", "Семеновна"

 

Ольга Борисовна Воронец (12 февраля 1926 — 2 августа 2014) — советская и российская певица в жанре народной и эстрадной музыки. Народная артистка РСФСР (1978).

 

alt

 

Талант этой певицы вот уже более полувека радует и восхищает многочисленных почитателей настоящего песенного искусства. Ей доверяли первое исполнение своих произведений самые известные и популярные композиторы. Именно с голоса Ольги Воронец нам полюбились мелодии, которые вот уже несколько десятилетий передаются от поколения к поколению. Благодаря ее вокальному мастерству в нашу жизнь вошли песни "Взрослые дочери", "А где мне взять такую песню?", "Сладка ягода", "Гляжу в озера синие", "Зачем вы, девочки, красивых любите?", "Семеновна" и многие другие.

 

С творчеством Ольги Борисовны Воронец я познакомился еще в раннем детстве. Тогда, в 70-е годы прошлого столетия, ее сильный, вольно льющийся красивый голос довольно часто звучал и по радио, и с экранов телевизоров, причем в самых популярных передачах того времени. И достаточно было однажды его услышать, чтобы сразу же оказаться во власти положительных эмоций и необыкновенного душевного подъема. Выдающаяся артистка в каждом исполняемом произведении побуждала слушателя предаться вместе с ней светлой грусти или проникнуться сердечностью и лиризмом. Она чуть ли не единственная исполнительница, которая в своей интерпретации русских народных мелодий сумела отойти от руслановской трактовки, ставшей почти классической. В результате песни "На улице дождик", "Очаровательные глазки", "Позарастали стежки-дорожки", "Живет моя красотка" из репертуара великой Лидии Руслановой, переосмысленные Ольгой Воронец, зазвучали совершенно по-новому.

 

Значительно позже, когда мне посчастливилось встретиться и познакомиться с народной артисткой, я узнал, что любовь к песне она впитала едва ли не с молоком матери. В их доме в городе Смоленске, где родилась будущая певица, всегда звучала музыка. Пела бабушка, очень любила петь мама, обладавшая богатым по звучанию меццо-сопрано, и, конечно же, отец, у которого был красивый лирический тенор и который больше двадцати лет выступал в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии имени А. Александрова. Поэтому никто не удивился, когда еще в детсадовском возрасте прекрасно запела и сама Оля.

"Но в детстве я все же мечтала стать драматической актрисой, - вспоминает Ольга Борисовна. - И когда мама убеждала, что мое призвание - пение, я всегда отвечала, что если и буду петь, то только в Большом театре и только с Лемешевым. Я тогда была заядлой "лемешисткой". Окончив школу, поехала в Москву и поступила на эстрадное отделение оперной студии в Сокольниках. Вот с того времени и началось мое уже профессиональное вхождение в очень сложное, но такое любимое искусство пения".

 

В самом начале своего творческого становления Воронец пела не только песни советских композиторов, но и старинные русские романсы, даже оперные арии. И только встреча со знаменитым трио баянистов - А. Кузнецовым, Я. Попковым и А. Даниловым окончательно решила ее дальнейшую судьбу. Именно по их совету молодая артистка начала исполнять русские народные песни и со временем достигла таких высот, что сегодня по праву считается одной из лучших певиц в этом жанре. Ее вокальную манеру в свое время признала даже Лидия Андреевна Русланова, которая была очень строгим ценителем народного творчества и подвергала беспощадной критике многих исполнительниц.

 

А незабвенная Клавдия Ивановна Шульженко о пении Воронец в свое время писала так: "Ее стиль благороден. В нем есть что-то от культуры большой поэзии и в то же время - через вершины этой поэзии - что-то истинно народное. Мне глубоко импонирует в Ольге то, что она поет не на "люстру в зале", а глаза в глаза, душа в душу зрителю и слушателю. Не голосовыми связками, а недрами сердца поет. У певицы великолепная дикция, что так важно при ее отношении к слову, и безусловный артистический дар драматической актрисы".

 

Конечно же, такой оценке из уст выдающейся певицы может позавидовать каждый исполнитель. Следует отметить, что именно творчество Клавдии Шульженко стало для Ольги Воронец примером подвижнического отношения к искусству. Обе певицы жили в одном московском доме на улице Усиевича, и Клавдия Ивановна не только внимательно следила за творческим ростом молодой артистки, но и всегда умела поддержать ее в нужный момент.

 

О высоком исполнительском мастерстве певицы очень тепло отзывались и известные украинские мастера вокала Николай Кондратюк и Раиса Кириченко. В свое время Ольга Борисовна довольно часто бывала в Украине с концертами, и ее выступления всегда находили отклик в сердцах слушателей. Я никогда не забуду, как в 2004 году она вышла на сцену Дворца "Украина", и когда зазвучал ее неподвластный времени божественной красоты голос, зал буквально взорвался аплодисментами. До сегодняшних дней благодарные слушатели с какой-то особой теплотой вспоминают тогдашнее выступление любимой артистки. Хотя искусство Ольги Воронец находило отклик не только в сердцах отечественного зрителя. Ее талант высоко ценили и за рубежом. К примеру, в свое время на международном фольклорном фестивале во Франции за блестящее исполнение песни "Калинка" певицу так и прозвали: "Ольга-Калинка".

 

В репертуаре народной артистки РСФСР Ольги Воронец огромное количество песен известных авторов, среди которых Серафим Туликов, Евгений Птичкин, Юрий Саульский, Оскар Фельцман, Леонид Афанасьев. Но чаще всего певица обращалась к творчеству Григория Пономаренко. Его задушевные, светлые мелодии в исполнении О. Воронец сразу же находили отклик у слушателей. И, наверное, такой их всенародный успех можно объяснить тем фактом, что песни "Бабья доля", "А где мне взять такую песню?", "Белый снег", "Русские матери", "Тополя", "Колокольчик" и многие другие написаны композитором в расчете именно на голос Ольги Борисовны.

 

А за песню Вано Мурадели на стихи Евгения Долматовского "Я - Земля", которую так проникновенно и непревзойденно спела Воронец, певицу признали "своей" все советские космонавты. Кстати, именно эта песня в свое время помогла преодолеть тяжелый недуг и самой артистке.

 

"У меня однажды случилось серьезное заболевание позвоночника, - рассказывает Ольга Борисовна. - Настолько серьезное, что о карьере артистки надо было забыть навсегда. Я пролежала в Центральном институте травматологии не один месяц и, конечно же, настроение у меня было более чем грустное. И вдруг как-то раз слышу по радио песню "Я - Земля" в собственном исполнении. Позже я узнала, что мои друзья из радиокомитета, чтобы хоть немного меня поддержать, периодически ставили мои записи. И вот я слушаю эту песню и понимаю, что открываю для себя ее новый смысл. Тогда и родилось во мне, словно буря: "Встану! Буду петь! Прочь хандру!" И еще думаю: "Смотри, Ольга, что может песня! А что же ты-то?!" И что вы думаете? Болезнь в итоге отступила. И вновь я вышла на сцену, и вновь пошли гастроли за гастролями".

 

Должен сказать, что Ольга Борисовна по своей натуре доброжелательный, отзывчивый и очень гостеприимный человек. Она и сегодня по-прежнему в строю. Возглавляет фестиваль песни в родном Смоленске, иногда появляется на телеэкране, о ней довольно часто пишут газеты и журналы. И так хочется, чтобы Ольга Воронец еще долго была с нами, чтобы своим искусством радовала сердца многочисленных поклонников песни. Ведь такого уровня и таланта певицы, особенно в последние годы, на эстрадном Олимпе появляются совсем редко.

 

Сергей ПАНКРАТЬЕВ

 

 

kyiv-vestnik.com.ua